Изнасилованные взглядом

Нередко истерические и психически неуравновешенные дамочки, которые легче всего впадают в гипнотическое состояние, обвиняют гипнотизера (или психотерапевта, воспользовавшегося гипнозом) в изнасиловании

Несколько раз слышал из женских уст такое интересное выражение – "он меня взглядом изнасиловал". Грешным делом я полагал, что это так... для красивого словца говорится, в смысле переносном. Но позже я понял, что смысл здесь самый что ни на есть буквальный и что обесчещенные глазами женщины были жертвами... гипнотизеров...

Однажды, когда я еще учился в университете, к нам приехал психотерапевт и гипнотизер – мужик с козлиной бородкой. Нас, циничных студиозусов, собрали в аудитории. Сначала козлобородый прочитал кратенькую лекцию о пользе психотерапии, а дальше переключился на гипноз. Затем пригласил всех желающих испытать силу внушения. Я, конечно, в первых рядах – руку тяну, чтобы вызвали. Игнорирует, гад, других на сцену приглашает. Нет, думаю, так не пойдет. Я хоть и трезвый был, но все равно наглый – сам полез на сцену, точнее на кафедру, без приглашения. Психотерапевт губешки скривил, но промолчал и со сцены меня не попер. Короче, выстроил он нас, добровольцев в количестве пяти человек – трех пацанов и двух девушек-первокурсниц, в ряд. Начал руками перед физиономиями махать и замогильным голосом вещать что-то. Смотрю направо – ребята губами шевелят, ручками воздух хватают, смотрю налево – такая же картина. Только девушки еще и глазки закатывают и вроде бы как себя ощупывают. Цирк да и только. Вскоре девиц вообще растащило, а когда они начали по полу ползать и якобы цветочки собирать, мне так смешно стало, что я чуть с кафедры не навернулся. Спасибо гипнотизеру – поймал он меня за полу пиджака и тем спас от ушибов и переломов. В общем, всех загипнотизированных этот деятель разбудил, отпустил с миром. Ребятки бодро ломанулись, не дожидаясь окончания представления, в ближайший магазин. А девушки-красавицы, смущенно хихикая и краснея, чуть ли не на карачках в зал спустились и притихли на своих местах. Козлиная Борода на прощанье пожал мне руку и громко, чтоб вся аудитория слышала, сказал с пафосом: "Поздравляю вас, молодой человек! У вас сильная воля, вы внушению не поддаетесь!". Что воля у меня могучая, я и раньше не сомневался, однако по поводу заезжего "наследника Месмера" взяло сомнение – не шарлатан ли? Бросился я расспрашивать тех студентов, которые бессмысленно руками во время сеанса отчебучивали и цветочки рвали, что они чувствовали и сколько им за представление заплатили. Но они клялись и божились, что все было без обману, а ощущения свои не помнят. Зато одна из испытуемых, Лидочка Барабанова, шепотом мне поведала, что когда с ней "работал" "интересный мужчина-гипнотизер с элегантной бородкой", то она, прошу прощения, кончила (вообще-то Лидочка была настолько легковозбудимая особа, что от одного прикосновения к ее телу трепетала и таяла).

Тем не менее, Лидочкин случай я вспомнил через несколько лет, когда мне довелось побывать на очередном сеансе гипноза, устроенном в редакции одной из столичных газет, где я в то время работал. Проводил "опыты" довольно известный в определенных кругах "маг и чародей", имени которого я называть не буду, дабы меня не обвинили в пиаре. После экспериментов с мужчинами (в скобках замечу, что знаменитость тоже не смогла меня загипнотизировать), "маг" приступил к женщинам. И наши дамы, особенно одна пожилая тетенька из бухгалтерии, показали себя во всей красе. Во-первых, они беспрекословно подчинялись всем командам гипнотизера, во-вторых, у меня возникло ощущение, что если бы он вовремя не прервал сеанс, то некоторые из девиц отдались бы ему прямо на паласе кабинета главного редактора на глазах у изумленных коллег. Уже позже я узнал, что нечто подобное происходило и на сеансах отца-основателя гипноза, вышеупомянутого Франца Антона Месмера: "Во время сеанса магнетизер ( так называли тогда гипнотизеров, а сам гипноз носил наименование "животного магнетизма" и месмеризма"В.С.) обыкновенно сжимает коленями колени пациентки; следовательно, колени и другие участки нижней половины тела входят в соприкосновение. Его рука лежит на предреберье, а иногда опускается ниже... Взгляд больной начинает затуманиваться, недвусмысленно свидетельствуя о полном смятении чувств. Сама пациентка может и не осознавать этого смятения, но оно совершенно очевидно для внимательного взгляда медика. Вслед за появлением этого признака веки больной покрываются испариной, дыхание становится коротким и прерывистым, грудь вздымается и опускается, начинаются конвульсии и резкие стремительные движения конечностей или всего тела. У чувствительных женщин последняя стадия, исход самого сладостного из ощущений, часто заканчивается конвульсиями... Поскольку подобные чувства – благодатная почва для увлечений и душевного тяготения, понятно, почему магнетизер внушает столь сильную привязанность; эта привязанность заметнее и ярче проявляется у пациенток, чем у пациентов: ведь практикой магнетизма занимаются исключительно мужчины". Стоит ли удивляться, что комиссия Французской академии наук после этого сделала следующий вывод: "Магнетическое лечение, безусловно, опасно для нравов".

Кстати, если раньше Месмер вводил пациентов в транс с помощью пассов, а также непосредственно "телесным контактом с магнетизируемым", то современные гипнотизеры никого руками не хватают, а действуют, в основном, словом и взглядом. То есть вполне способны изнасиловать на расстоянии. Однако обвинять господ гипнотизеров в "превышении полномочий" и сексуальных домогательствах я вовсе не собираюсь. Но, между прочим, ситуация, когда пациентка буквально набрасывалась на врача, и стала причиной, по которой Фрейд отказался от гипноза. Да и сейчас истерические и психически неуравновешенные женщины, которые легче всего впадают в гипнотическое состояние, нередко обвиняют гипнотизера (или психотерапевта, воспользовавшегося гипнозом) в изнасиловании. А дело вот в чем – озабоченные дамочки, впадая в гипнотическое состояние, нередко воплощают свои нереализованные сексуальные фантазии в действительность. В особенности, когда сеансы носят не массовый, а индивидуальный характер и гипнотизер вступает в обратную связь с гипнотизируемым. Именно поэтому существует определенное правило: гипноз имеет право проводить только высококвалифицированный специалист, к тому же в присутствии третьего лица. Что же касается массовых сеансов "магии", вроде тех, которые проводил Кашпировский, то они опасны не "сексуальными домогательствами", а непредсказуемыми последствиями для психики аудитории. Впрочем, как уверяют специалисты, могущество гипноза сильно преувеличено людской молвой. Действительно, в гипнотизеров частенько влюбляются, но, скорее всего, это происходит не против воли самой женщины, а лишь потому, что дамам вообще свойственно влюбляться в таинственных типов. Как говорят психологи, в этом случае включаются "бессознательные механизмы психики". Кроме того, ни один гипнотизер не способен заставить человека сделать то, что противоречит его нравственным принципам. Кстати, когда еще гипноз только входил в моду, был проведен любопытный эксперимент: в состоянии гипнотического транса приказали раздеться проститутке – и она разделась, попробовали приказать то же самое девушке из порядочной семьи – и она, не раздевшись, с истерическими рыданиями вышла из транса.

Так что вряд ли порядочной женщине стоит бояться, что гипнотизер ее изнасилует, хотя бы даже глазами. Сам же я в гипноз вообще слабо верю – ведь не смогли же меня ни разу загипнотизировать, хотя и пытались.

Выбор читателей