Испанский гранд у стен Кремля

Великий тенор был в великолепной форме и прекрасном настроении. Сопровождающие его выступление музыканты – тоже

День был, что и говорить, жаркий, но к началу концерта на Красной Площади поливальные машины, работавшие все утро, сделали свое доброе дело. Почти две тысячи человек, разместившихся перед Историческим музеем, с нетерпением ожидали выхода маэстро.

Как всегда подтянутый, в прекрасной форме, выглядящий на десять лет моложе своего возраста, Пласидо Доминго с первых минут заставил публику слышать малейшее дуновение ветерка над брусчаткой самой известной открытой площадки страны.

Неприятные мгновения прохода через оцепление, некоторой давки и ажиотажа у входа (билеты на концерт стоили совершенно немыслимых денег, самые дешевые в кассах – от $150, а в VIP-зону доходило, говорят, до тысячи долларов), поскольку все желающие, естественно, не смогли себе позволить этого удовольствия, закончились с первого же выхода на сцену самого узнаваемого тенора в мире.

Еще на пресс-конференции за день до концерта маэстро заметил, что весьма рад выступить в этом концерте на площади именно потому, что, по словам устроителей – ГУП "Кремль" при администрации президента России, – большая часть приглашений на концерт будет роздана студентам музыкальных учебных заведений.

И хотя в тот момент я несколько усомнился, тем не менее на концерте краем глаза заметил, что в руках симпатичной молодой девушки, явно студенческого и совсем не буржуазного вида, был билет со штампом "приглашение". Гонорар же за выступление, судя по всему, маэстро передал на благотворительные цели, во всяком случае, он подписал чек на 3 миллиона рублей в адрес восстановительных работ московского Кремля.

В целом публика первых рядов, где находился ваш корреспондент, представляла собой довольно разношерстную смесь из молодежи (наверное, студентов), профессиональных артистов (Зураб Соткилава, Вероника Долина, актриса Алена Яковлева), богатых иностранцев со спутницами в вечерних туалетах и представителей родной попсы в шортиках (Лада Дэнс, Бари Алибасов – последние исчезли после антракта). К счастью, никаких "видных политиков" и прочей буржуазной "элиты" не было, поэтому все выглядело более чем демократично, охранники и милиция, на удивление, вели себя незаметно, не мешали.

В концерте принимали участие две российские певицы, 25-летняя Любовь Петрова (сопрано) и 28-летняя Марина Демашенко (контральто), которых сам Доминго выбрал из многих певиц по всему миру на так называемом "соревновании", которое маэстро ежегодно устраивает в Испании.

Россиянкам, можно сказать, повезло – согласно известному мнению, что "талантам надо помогать, бездарность пробьется сама". Певицы родом из Екатеринбурга, и в силу несомненного таланта они, минуя столичную сцену и благодаря "протекции" прославленного и, пожалуй, самого влиятельного исполнителя мировой сцены, стали солистками знаменитых западных оперных театров. Зрители смогли по достоинству оценить их искусство: обе певицы исполнили наиболее известные арии оперного репертуара (Моцарт, Верди, Мусоргский) и популярные дуэты из мюзиклов Л.Бернстайна, к которым великий певец питает слабость, ввиду их всемирной "узнаваемости".

Лично мне исполнение Марины Домашенко понравилось больше, особенно в знаменитой финальной сцене из "Кармен", хотя, конечно, было очевидно, что "груз ответственности" несколько давит на не столь избалованных вниманием певиц.

Как сказал маэстро на пресс-конференции, он начал выступать на сцене с "бабушками", и вот теперь пришло время для "дочек".

Тем не менее, обе певицы выглядели замечательно, благодаря несомненным вокальным и, им под стать, артистическим и внешним данным. Артистки типично по-русски очаровательны, с красивыми открытыми лицами, причем играют, а не просто стоят на сцене и мило смущаются, когда им целует ручки великий тенор.

Вообще же нашей публике, если это не зал консерватории, просто необходимо слышать что-то знакомое, иначе овации он нее дождаться трудновато.

Говорят, за день до этого, на репетиции в консерватории в проходах нельзя было повернуться, и впечатление было такое, что туда явились все академические музыканты столицы. На площади же лишь к самому концу выступления артистов, когда зазвучали знакомые ноты, публика перестала жалеть ладошки и связки, начались крики "браво", и поднялась буря оваций.

Выступление самого Доминго, его исполнительское мастерство выше всякой критики. Как этот испанец берет дыхание – загадка. С красотой тембра его голоса, как мне кажется, в последние 30 лет мог поспорить только Лучано Паваротти, ну а к артистическому и исполнительскому дару Доминго вполне можно применить определение "гениальный".

Для нас он пел на шести языках, в том числе и по-русски (арии Германа и Ленского), а вообще в его репертуаре более сотни классических произведений.

В Москве Доминго пел до сих пор лишь дважды – в 1974 году на знаменитых гастролях "Ла Скала" в Большом театре и два года назад на юбилее Пушкина. Москвичам повезло меньше, чем жителям Петербурга, где великого певца, благодаря личной дружбе с Валерием Гергиевым, можно было услышать на сцене Мариинки.

Концерт сопровождал Российский государственный симфонический оркестр п/у В.Синайского, а дирижировал американец Р.Кон, молодой и многообещающий маэстро, также приглашенный специально самим певцом.

Все составляющие двухчасового представления были безупречны с исполнительской стороны, и мастерство великого тенора органично оттенялось всеми музыкантами, воодушевление коих было видно невооруженным глазом.

Странное чувство не оставляло меня все время концерта.

Лето, необыкновенно теплая погода, самое красивое место столицы, над Кремлем трехцветный стяг с царским орлом – и для нас поют не очередные "острые перцы", а легенда всемирной оперной сцены, человек из книги рекордов Гиннеса (самое большое количество выходов под аплодисменты по окончании спектакля – 181 раз), красавец из фильмов Дзефирелли – маэстро Пласидо Доминго.

Невероятно...

Выбор читателей