Знал бы прикуп, уехал бы в Вегас

Кто-то грустит о мафиозной романтике, кто-то смеется над полицейскими, кто-то просто играет джаз на Острове Свободы. Обзор свежего лицензионного видео

Казино (Casino)
США, 1995, 175 мин.
Режиссер: Мартин Скорцезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Джо Пеши, Шэрон Стоун, Кевин Поллак, Джеймс Вудс

После просмотра "Казино" ваше представление о Лас-Вегасе кардинально изменится. Реальный Вегас – это не кордебалет, неоновые огни и возможность легко и быстро разбогатеть. Это – жадность, заманивание клиентов и удержание их всеми правдами и неправдами у игрового стола, пока не расстанутся с последними деньгами. Это бизнес. Просто бизнес. И ничего личного.

Сэм "Эйс" Ротстин (восьмая совместная работа Де Ниро и Скорцезе) – игрок, который никогда не проигрывает. Все ставки он делает, основываясь на полной, недоступной более никому информации. Этот талант приводит его в объятия итальянских мафиозных боссов, которые сперва просто снимают пенки с выигрышей, а затем предлагают Сэму возглавить новоприобретенное казино "Танжер". Вскоре в Вегас перебирается и друг юности Ники Санторо (Джо Пеши). Они начинают завоевание города с двух противоположных сторон. Сэм делает "Танжер" самым прибыльным казино, Ники подгребает под себя весь местный рэкет. Они живут в рукотворном раю, не осознавая этого. Деньги, власть, алкоголь, кокаин бьют в голову. Пути друзей постепенно расходятся. Они про...ют все, что можно.

В "Казино" Скорцезе активно (может даже показаться, что чрезмерно) использует закадровый текст. Длинные монологи персонажей Де Ниро и Пеши поясняют происходящее на экране и дополняют его. На мой взгляд, это довольно удачно интегрировано в ткань повествования. Более того, преклоняюсь перед огромным объемом работы, проделанной сценаристами. Три часа почти непрерывной речи, в которой нет ни одной лишней фразы, – это подвиг. Единственная слабость фильма – некоторая его вторичность по отношению к "Хорошим парням", в особенности в том, что касается персонажа Пеши. Ники Санторо почти в ноль повторяет Томми Де Вито. Маленький, но крайне агрессивный гангстер, без рассуждений кидающийся на мужиков, которые выше на голову и в два раза шире в плечах. Абсолютно бесстрашный, а потому всегда выходящий победителем. Роль бывшей проститутки Джинджер – лучшая в карьере Шэрон Стоун, подтверждением чему послужила номинация на "Оскар".

Красивый и грустный фильм. На предшествующих титрам словах "Сейчас в Вегасе всем заправляют большие корпорации. Сегодня это как Диснейленд" становится грустно. Легендарное место, где в один миг делались и терялись состояния, превратилось в городишко, куда добропорядочные американцы приезжают раз в год, проигрывают пару сотен, а потом 12 месяцев гордятся своим авантюризмом и бесшабашностью.

Люди, едущие в Вегас, теряют деньги. Это аксиома. Еще одна аксиома – люди, которые связываются с мафией, жалеют об этом. Если бы мафии не существовало, ее стоило бы придумать. Хотя бы ради блага искусства. С другой стороны, все, что мы знаем о мафии, мы знаем из кино. Так, может?..


Полицейский отряд! (Police Squad!)
США, 1982, 100 мин.
Режиссеры: Джим Эбрахамс, Дэвид Цукер, Джери Цукер, Джо Данте, Реза Бадийи
В ролях: Лесли Нильсен, Элан Норф

При том, что это – один из самых смешных сериалов за всю историю телевидения, он еще и самый короткий – всего шесть (ШЕСТЬ!) эпизодов. Правда, гэгов и приколов в каждом из них столько, что хватило бы на средней длины комедию. На кассете представлены первые три серии: "Необыкновенный подарок" – расследование ограбления банка, "Кольцо страха" – о махинациях вокруг проведения боксерских боев, "Свидание в Биг Галч" – о борьбе с рэкетирами. Главный герой – лейтенант Фрэнк Дребин (Лесли Нильсен), полицейский-идиот с неизменно серьезным выражением лица. Этот образ стал настолько популярным, а главное – универсальным, что Нильсен поучаствовал в доброй половине пародий, снятых в 90-х.

"Полицейский отряд" – пародия на все полицейские сериалы, существовавшие тогда (в 1982-м), появившиеся позже и те, что еще только будут сняты. Это вторая (после "Аэроплана") проба пера троицей Цукер – Эбрахамс – Цукер. Проба настолько удачная, что по мотивам шести серий позже сняли три полнометражных "Голых пистолета". Увидев это раз, уже не забудешь. А увидеть (чтоб позже не забыть) нужно обязательно. Дьявол – в деталях. Коронка от Цукеров и Ко – они не заостряют внимание на смешном. На переднем плане может происходить что угодно – все по-настоящему ценное разворачивается на заднем фоне. Они уважают зрителя. Они не тычут пальцем в физиономию, измазанную тортом, с пояснениями, что здесь надо смеяться. И уж тем более не сопровождают свои гэги задорным закадровым смехом. Это их отличительная черта, фирменный стиль, акцизная марка. Так больше не умеет никто.

Насколько разительно этот фильм отличается от пародий последних лет! От разных "Южных централов" и "Страшных кино".


Напролом! (The Hard Way)
США, 1991, 110 мин.
Режиссер: Джон Бэдем
В ролях: Джеймс Вудс, Майкл Дж. Фокс, Анабела Шиора, Делрой Линдо

Ник Ланг (Майкл Дж. Фокс) – голливудская звезда. Ему до крайности надоело играть славных парней типа молодого Индианы Джонса. Хочется ролей характерных. Тут как раз подворачивается замечательный сценарий о крутом полицейском, на который, правда, уже точит зубки Мел Гибсон. Нику срочно нужен нестандартный подход. Традиционная система Станиславского не канает. И тут он по ТВ видит короткое интервью крутейшего нью-йоркского копа Джона Мосса (Джеймс Вудс). Вот! То, что доктор прописал. Дальше – дело техники. Ник устраивает собственное назначение к Джону в напарники на пару недель, естественно – инкогнито. Чтобы понюхать настоящего пороху, чтоб всякие Гибсоны шли отдыхать.

Джон Мосс новому напарнику не рад абсолютно. Ему очередного маньяка надо ловить, а не с актеришкой нянчиться. Ник же, полный энтузиазма, бегает за копом, подражая каждому жесту, пытается залезть в его шкуру. Джону очень не нравится, что в его шкуру кто-то упорно лезет. Лезет 24 часа в сутки, поскольку поселился в его квартире и даже на свидание за ним тащится. Кому же такое понравится? А тут еще маньяк: то одного убьет, то другого пристрелит. Никакого у гада понимания, что не до него сейчас. Бегает вокруг, ручкой издалека машет, по телефону звонит – внимания требует. Получается сплошной детсад, где Джон в роли нянечки. И актера всему научи, и маньяку время удели. Жалобы начальству с просьбой освободить от обязанностей пионервожатого ни к чему не приводят. Начальник, а-ля "Мухомор", при виде актера млеет и тает ("Я с детства Ваш кумир!").

Очередная версия "опытный коп + молодой напарник", но довольно удачная. Режиссер Джон Бэдем уже использовал эту формулу в двух "Слежках". Сюжет абсолютно предсказуем, и в этом соль – на него отвлекаться не нужно. Не в сюжете дело. Дело в диалогах и актерах, которые валяют дурака и пародируют свои же предыдущие работы.


Во имя любви (For Love Or Country)
США, 2000, 116 мин. ТВ
Режиссер: Джозеф Сарджент
В ролях: Энди Гарсиа, Миа Маэстро, Глория Эстефан

На Кубе в избытке наличествуют три самых лучших друга человека: солнце, воздух и вода. А какие там женщины! Вроде бы, всё хорошо, да не всё. Есть там к тому же один товарищ (самый настоящий "товарищ", каких во всем мире с пяток осталось: на Кубе, в Северной Корее, да у нас парочка), который никому жить спокойно не дает. Давно не дает. Лет 50. Ему самому вода, солнце и женщины особо и не нужны уже. И тем более не нужна ему музыка джаз. Потому что, сами понимаете, сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь.

Фильм-биография – жанр столь же нестареющий и всегда молодой, как сам Фидель Кастро. "Во имя любви" – это история всемирно известного кубинского трубача Артуро Сандовала. Долгие годы он играл на Острове Свободы этот самый джаз, а поскольку идеалы коммунизма его не вдохновляли, то заодно приценивался к Родине. В какой-то момент он уже совсем собрался уехать, но взял и женился, причем жена оказалась упертой коммунисткой. Пришлось долгие годы ждать, пока она разочаруется в самом передовом строе, потом еще несколько лет прикидываться лояльным, чтобы разок за границу выпустили вместе с семьей. Ну а за этой границей уже были припрятаны смазанные лыжи.

Фильм выстроен в виде серии историй, через которые Артуро пытается убедить секретаря американского посольства в Риме предоставить ему и его семье политическое убежище. Чиновник выступает в роли совести Артуро, он задает музыканту неудобные вопросы насчет членства в кубинской академии искусств и коммунистической партии. Сандовал вынужден оправдываться. На ум приходит "Разговор с фининспектором о поэзии". И как-то не очень верится, что перед лицом возможности получить всемирно известного музыканта в качестве перебежчика и тем самым как следует утереть нос Фиделю, американский бюрократ стал бы кочевряжиться и строить из себя девственницу-весталку. Ну да Бог с ним. Главный недостаток фильма – его длина: два часа для в принципе очень простой истории – это многовато. К достоинствам относятся прекрасная музыка и просто превосходная игра Энди Гарсиа, номинированного за эту роль на "Золотой Глобус". Жаль, что его мало снимают в последние годы.


Фильмы предоставлены для обзора компаниями "Премьер" и "Союз"

Выбор читателей