МПС спасает страну от инфляции

Попытка МПС отыграться на населении не только цинична (конечно, у простых граждан нет лоббистов), но и бьет по экономическим интересам России, так как замедляет миграцию трудовых ресурсов

Вечером в пятницу произошло знаменательное событие: были утверждены новые тарифы практически на все виды перевозок грузов железной дорогой, которые вводятся в действие с 1 августа. Это первый этап унификации грузовых тарифов, которая, по замыслу авторов, должна стать преддверием реструктуризации самой железнодорожной отрасли.

Пока тарифы на экспортные и внутренние грузы уравнены только для перевозок до российских портов. Экспортные грузы, следующие по железной дороге до сухопутных границ, – а это, например, вся граница с Китаем, – будут по-прежнему перевозиться по ставкам так называемой тарифной политики, которые в 2-3 раза выше обычных. Правда, не более полугода: решено провести второй этап унификации тарифов до 1 марта 2002 года. Но уже первый этап потребовал "размазать" выпадающие доходы МПС от экспортных перевозок по тарифам практически для всех видов грузов.

В результате стоимость перевозки экспортных грузов снизилась, а перевозка внутренних – повысилась. Правда, на разные величины. Что удивительно, тарифы не только повысились. По некоторым позициям произошло их снижение. Правда, надо учитывать, что отменяются действующие льготы и спецтарифы для "своих", что, по мнению специалистов, уравнивает предприятия в конкурентной борьбе.

Так, практически не подорожала перевозка минеральных удобрений и сырья для их производства, а если это сырье поставляется российским предприятиям, то стоимость дороги для него даже уменьшится. То же касается угля и мазута, предназначенных для тепло- и электроснабжения Дальнего Востока и Архангельской области. Не подорожали перевозки железных руд и концентратов, минерально-строительных материалов.

А вот за перевозку грузов для личного потребления и контейнерные перевозки придется платить на 18% дороже. Правда, в контейнерных перевозках львиная доля принадлежит импортерам товаров массового потребления, которые до сих пор возили их по ставкам тарифной политики. А перевозка мелких отправлений подорожает и вовсе на 37,2%. Больше всего подорожала дорога для цветных металлов – здесь тариф повышен на 100%, но, учитывая, что подавляющая их часть идет именно на экспорт, реально их перевозка подешевела как минимум на те же 100%.

Общее представление об изменениях в тарифах можно получить из следующей таблицы (коэффициенты – это цифры, на которые умножаются действующие ставки, следовательно, выше 1 – повышающие, ниже 1 – понижающие).

Коэффициенты к действующим тарифам Прейскуранта 10-01 на грузовые железнодорожные перевозки

Наименование груза Коэффициент к действующему тарифу
лесоматериалы круглые, кроме крепежных (тарифная позиция 081) 1,1
пиломатериалы (тарифная позиция 091) 1,21
удобрения минеральные (кроме сульфата аммония - код 433027) и сырье горно-химическое для производства удобрений (тарифные позиции 431-436) на расстояние до 4000 км включительно 1
на расстояние свыше 4000 км 0,8
сульфат аммония (код 433027) на расстояние до 4000 км включительно 1
на расстояние свыше 4000 км 0,5
удобрения минеральные (кроме сульфата аммония - код 433027) и сырье горно-химическое для производства удобрений (тарифные позиции 431-436) назначением на станции Калининградской железной дороги на расстояние до 2300 км включительно 1
на расстояние свыше 2300 км 0,8
сульфат аммония (код 433027) назначением на станции Калининградской железной дороги на расстояние до 2300 км включительно 1
на расстояние свыше 2300 км 0,5
руды и концентраты железные (тарифная позиция 141) 1
минерально-строительные материалы (тарифные позиции 231-236, 241-246, 251-255, 261-266, 271,281, 291, 292, 301-304, 341) 1
руды и концентраты цветных металлов (тарифная позиция 151) 2
уголь каменный (тарифная позиция 161) на расстояние до 5000 км включительно 1,05
на расстояние свыше 5000 км 0,9
кокс каменноугольный (тарифная позиция 171) на расстояние до 4000 км включительно 1
на расстояние свыше 4000 км 0,9
нефть сырая и нефтепродукты (тарифные позиции 201, 211-215, 221-225), а также грузы с кодами 226021, 226106, 226069 1,3
металлы черные (тарифные позиции 311-315, 322-324) на расстояние до 5000 км включительно 1,45
на расстояние от 5001 км до 7000 км включительно 1,21
на расстояние от 7001 км до 8000 км включительно 1,1
на расстояние свыше 8000 км 1
металлы цветные и изделия из цветных металлов производственного назначения (тарифные позиции 331-333, 416) независимо от вида отправок 2
прочие грузы первого и второго тарифного класса, а также грузы тарифных позиций 092, 093,127, 267, 321, 414, 442, 481, 515, 564, 574, 601, 602, 611, 624, 631-634, 661, 683, 711 1,05
прочие грузы третьего тарифного класса 1,372
грузы контейнерными отправками, а также грузы для личных (бытовых) нужд 1,18
грузы мелкими отправками 1,372
Специальные грузы, а также базовые ставки платы за пользование вагонами, контейнерами и размеры уменьшения действующих тарифов, установленные Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта 1,18
Назначением на станции Дальневосточного федерального округа и Архангельской области (для потребления организациями указанных регионов в целях энерго- и теплоснабжения): мазут топочный (код 221066) 0,77
уголь каменный на расстояние до 5000 км включительно (тарифная позиция 161) 0,95
Сырье для производства минеральных удобрений в адрес российских предприятий - производителей минеральных удобрений - аммиак безводный сжиженный (код 488161), аммиак жидкий безводный (код 488049), сера (код 487169) 0,58
колчедан серный (код 152006), кислота серная (код 481232), олеум (код 481247) 0,77
сырье горно-химическое для производства удобрений (тарифная позиция 431) на расстояние свыше 2500 км 0,8
по линиям Сахалинской железной дороги: уголь каменный (тарифная позиция 161) 0,95
лесоматериалы круглые, кроме крепежных (тарифная позиция 081) 0,91

Принятые ставки – плод тяжелых компромиссов, и, как всегда в таких случаях, вряд ли кто-то будет полностью удовлетворен. МПС твердит, что без бюджетных вливаний или новых повышений тарифов им не закрыть образовавшуюся в доходах дыру, производственники подсчитывают, насколько подорожали их перевозки, пассажиры боятся, что свои проблемы железные дороги решат за их счет.

Но, по признанию аналитиков, полученный баланс выполняет главную задачу – не дает раскрутиться инфляции, и без того ускорившейся в последнее время: ведь основные грузы (а это, как ни странно, даже не нефтепродукты или уголь, а минерально-строительное сырье) будут перевозиться по прежним или по ненамного повысившимся ставкам. Наибольшее увеличение коснулось тех грузов, которые до сих пор в основном шли на экспорт. А так как грузоотправители и грузовладельцы подобной продукции – как экспортной, так и для внутреннего потребления – одни и те же, то, заплатив за доставку отечественным потребителям дороже, они гораздо больше выигрывают на экспортных поставках. Учитывая, что именно увеличение экспорта и повышение мировой конкурентоспособности нашей продукции являются важнейшей экономической задачей, это можно принять.

Гораздо менее приемлемо подорожание перевозок личных грузов: не секрет, что основная их масса приходится на переселенцев из северных районов и неспокойных южных окраин. Что ни говорите, в таких случаях лишних денег не бывает. Вообще, попытка МПС заставить за все расплачиваться население не только цинична (конечно, у простых граждан нет лоббистов), но и бьет по экономическим интересам России, так как замедляет миграцию трудовых ресурсов.

Но, так или иначе, специалисты оценивают происшедшее как поворот всего механизма железнодорожной тарифной политики. Не секрет, что начало нынешнему положению дел дала известная телеграмма МПС №722, установившая повышенные тарифы для экспортных грузов даже на территории России. Конечно, юридически грамотно было бы эту телеграмму просто объявить недействительной. Увы, за годы ее действия "экспортные" деньги так прочно въелись в ткань железнодорожной отрасли, что простая отмена привела бы к ее краху. Что это означает для экономики, говорить излишне. Поэтому нынешнюю поэтапную унификацию можно считать наименьшим злом. И главный урок, который можно отсюда извлечь: тарифное регулирование естественных монополий – слишком тонкий процесс, взаимоувязанный со всей инфраструктурой страны. Уступка аппетитам монополистов – пусть политическая, временная – может стать впоследствии большой проблемой.

А между тем, в преддверии реструктуризации, и "Газпром", и РАО "ЕЭС России" вбрасывают пробные идеи о необходимости многократного повышения тарифов. И не факт, что, не получив "добро" на их общее повышение, не устроят подобное частичное подорожание. Как в свое время декларировало МПС, вводя свои "экспортные" ставки, "в целях справедливости и компенсации убыточности социальных услуг". Пример железнодорожной отрасли, "поправившей" экспортно-импортными тарифами свое положение так, что теперь вся страна чешет голову, видно, не всем показался впечатляющим.

Выбор читателей