Битва за Багдад

Российские нефтяные компании, "застолбившие" места на иракских "нефтяных полях", с нетерпением ожидают отмены санкций. В "очереди" становится все более тесно

Угроза топливного кризиса долгие годы дамокловым мечом висит над развитыми странами Запада. Этот фактор во многом объясняет тщательную и весьма разностороннюю "опеку", которой подвергаются со стороны сильных мира сего нефтедобывающие страны. Особый интерес в этом плане представляет Ирак, располагающий крупнейшими запасами нефти. Эта страна уже давно находится в самом центре клубка серьезных политических и экономических противоречий. Ирак остается "занозой" в теле мирового нефтяного рынка: любое заявление своенравного Саддама Хусейна, касающееся нефтедобычи или санкций ООН, вызывает панику на товарных биржах.

У России имеются определенные преимущества, связанные с участием в освоении одного из крупнейших нефтеносных районов мира. Руководство Ирака неоднократно заявляло, что готово начать погашение долга нашей стране за поставленное вооружение путем участия России в разработке иракских нефтяных месторождений (правда, это станет возможным только после отмены санкций ООН).

Этот факт служит весомым доводом для российских нефтяных компаний, желающих "развернуться" на ближневосточных нефтяных полях. Известно, что российским нефтяникам в силу ряда причин практически не удается конкурировать с западными компаниями в развивающихся странах. Поэтому предложение Ирака может расцениваться как подарок судьбы.

Итак, последним препятствием между российскими нефтяными компаниями и вожделенными нефтяными запасами Ирака остается режим санкций ООН, в соответствии с которым в Ираке можно заниматься только инженерно-геологическими изысканиями, подготовкой технологических схем разработки месторождений, а также выполнять общестроительные и некоторые другие работы. Понятно, что сами нефтяники ожидают гораздо большего. Этим и объясняется та экспансия избранных от российского нефтяного бизнеса, которым все-таки удалось "застолбить место" на иракских нефтяных полях в ожидании отмены санкций. Более других повезло компаниям "Зарубежнефть", "Машиноимпорт" и "ЛУКойл", подписавшим еще в 1997 году контракт на разработку иракского месторождения Западная Курна. "ЛУКойл" сегодня контролирует наиболее крупный проект "Западная Курна-2". Кроме того, свой интерес в Ираке у "Альфа-эко" и "Татнефти" ("Татнефть" и госкомпания торговых центров при Минторговли Ирака подписали три контракта на поставку 31.500 шин для грузовых и легковых автомобилей в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие").

Долгое время режим санкций ООН держал российских "нефтяных королей" в подвешенном состоянии. Когда же стало ясно, что политика санкций оказалась на грани провала, на "иракской шахматной доске" возникло заметное оживление, причем особую активность проявляли новые фигуры, желающие закрепиться на ней наряду с "ветеранами". Фортуна подыграла российской стороне, так как наиболее вероятные конкуренты России (французы, китайцы и индийцы), заняв по вопросу санкций позицию нейтралитета, осложнили свои отношения с Багдадом. Это позволяет говорить о том, что некоторые российские компании, работавшие с Ираком ранее в основном лишь по закупкам нефти, попытаются перейти к более тесному сотрудничеству. Так, в ожидании скорой отмены санкций активизировалась нефтяная компания "Славнефть", поспешившая, как цитирует со слов президента компании Михаила Гуцериева Страна. Ru, "...начать добычу нефти в Ираке сразу после того, как это (отмена санкций"Yтро") произойдет".

Правда, проникновение на ближневосточные просторы – дело достаточно непростое и требующее соблюдения ряда условий, которые не каждому под силу.

"Заход" на вожделенный иракский рынок осуществляется примерно по одной и той же схеме. Используя поддержку МИДа, российские нефтяные компании стараются установить контакты в высшем иракском руководстве, в оптимальном случае – в непосредственном окружении Хусейна. По-другому на этом рынке работать невозможно. Правда, уже упоминавшаяся "Славнефть" пошла несколько иным путем: по некоторым данным, основная ставка компании делается на контакты с сыном Хусейна Кусаем. В этом есть своя логика: здоровье главы Ирака продолжает ухудшаться, и в случае его ухода с политической сцены "Славнефть" может оказаться во главе "очереди".

Одним словом, в ожидании отмены санкций на иракской "нефтяной ниве" ожидается горячая страда. Битва "за Багдад" российских нефтяников продолжается.

Выбор читателей