Хаттабы продаются недорого

В Чечне активизируются агенты зарубежных спецслужб. Кровавые полевые командиры боевиков работают на иностранные разведки. Кто-то продается за деньги, иных используют в игре втемную

Северный Кавказ всегда пользовался повышенным вниманием иностранных разведок, всевозможных спецслужб, действующих в собственных интересах, как правило, противоречащих устремлениям Москвы. Агенты влияния, шпионы и просто "засланные казачки" всех мастей мастерски играли на противоречиях местных князей и эмиров, подкупали нужных людей, создавали агентурную сеть, устраивали "восстания" и "национально-освободительные" кампании. Войны за месторождения нефти и выходы к морю канули в Лету, но противостояние осталось...

Традиционно крепкие позиции на Кавказе у британской разведки. Не обходится и без ЦРУ, для которого весь мир – зона повышенных интересов. В последнее время в этом регионе пытаются укрепиться и спецслужбы ведущих держав арабского мира, например, Саудовской Аравии. Так, по некоторым сведениям, волю заказчиков из Эр-Рияда выполняет иорданец Хаттаб – посланец "вечного джихада" от арабских нефтяных королей. По оперативным данным, еще один "борец за независимость", полевой командир Ризван Читигов, боевики которого в форме российских военных расстреливают чеченцев, также действует в интересах одной заокеанской спецслужбы. Целый ряд полевых командиров чеченских боевиков среднего звена используется пакистанской, турецкой разведками. В Чечне активно действуют и эмиссары движения "Талибан*". Еще в прошлую чеченскую кампанию выяснилось, что Басаев и ряд других одиозных личностей пользуются данными съемки со спутников стран НАТО. Во время нынешней контртеррористической операции в штаб Объединенной группировки федеральных сил поступила информация о том, что посланцы Масхадова имеют контакты с офицерами Генштаба вооруженных сил Эстонии, в ходе которых прорабатываются вопросы поставки оружия и средств связи.

Словом, за "бригадных генералов", "амиров" и просто главарей банд развернулась борьба. Ловцы душ обладают солидными капиталами, время от времени подбрасывая "своим" командирам порционные доллары. Но это только часть той работы, которую исправно выполняют рыцари плаща и кинжала, облюбовавшие Чечню.

Российские спецслужбы располагают множеством документов, свидетельствующих о поддержке боевиков из-за рубежа. Кроме того, подтверждается и непосредственно участие иностранных граждан в боевых действиях на стороне экстремистов. Факты показывают, что вербовка и подготовка наемников, финансовые операции, закупки оружия и боеприпасов для бандитов ведутся через различные "благотворительные неправительственные организации".

Так, после теракта на Пушкинской площади в Москве в ряде российских СМИ появилась весьма интересная информация о деятельности в Чечне британской "благотворительной неправительственной организации" "Хейло Траст". На первый взгляд, это прогрессивная структура, декларирующая гуманные цели. Согласно уставу сотрудники "Хейло Траст" занимаются операциями по разминированию, которые "преследуют две цели: первая – спасти жизнь и предотвратить несчастье; вторая – начать восстановление и развитие разминированных полей, возвратить их населению". Организация достаточно известна в странах Европы, одним из ее попечителей была ныне покойная принцесса Диана.

Однако, если деятельность "Хейло Траст" в странах третьего мира всячески рекламировалась, то на территории республик СНГ английские гуманитарии вели себя подчеркнуто скромно, не афишируя свои занятия. В начале 90-х годов сотрудники этой организации уже побывали в "горячих точках" – в Абхазии и Карабахе, где мониторили опасные для населения участки, составляли карты минных полей, обезвреживали боеприпасы. Но, по всей видимости, это была только "разведка боем". Руководство "Хейло Траст" рассчитывало развернуться в России, и еще во время первой чеченской кампании предлагало Совету безопасности РФ помощь в разминировании территории Чеченской Республики. В Москве инициативу британских гуманитариев поддержали с одним условием: сотрудничество возможно только в финансово-материальном плане, однозначно исключалась возможность работы на российской территории иностранных специалистов. Кроме того, российские власти отказались предоставить британцам топографические данные. Осторожность Совбеза объяснялась просто: согласно данным российских спецслужб, "Хейло Траст" ранее засветилась в нескольких "шпионских" скандалах, а ряд ее сотрудников занимались отнюдь не гуманитарной деятельностью.

Но одно лишь материально-техническое сотрудничество британцев явно не устраивало. Еще до завершения первой чеченской кампании "Хейло Траст" устанавливает прямой контакт с Асланом Масхадовым, и 23 июня 1997 г. тот направляет президенту этой организации Гаю Уиллоби (кадровый офицер спецподразделений армии Великобритании) официальное приглашение в Чечню, "для разминирования территории ЧРИ".

В июле 1997 года представитель "Хейло Траст" Томас Дибб прибыл в Россию. Согласно документам, он следовал по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Владикавказ – Сочи – Адлер. Цель поездки: переговоры с некой фирмой "ООО С Групп". Но, как выяснили контрразведчики, ни в одном из названных городов Дибб не побывал, а направился прямиком в Грозный, где энергично занялся созданием чеченского филиала "Хейло Траст". Следом за Диббом, так же таинственно и так же незаконно, в Чечне оказался и другой сотрудник организации – Чарли Эмс. Первое, чем занялись британские "благотворители", стала топографическая разведка местности. Но это было только начало. Далее филиал "ХТ" организовал подготовку чеченских боевиков по спецминированию и подрывному делу. В руки российских спецслужб попала видеозапись проводимых занятий (профессиональная выучка у подрывников Басаева и Хаттаба не вызывает сомнения). Разумеется, деятельность организации в Чечне была строго засекречена, что само по себе ставит под сомнение ее гуманитарный характер. Известно о тесных контактах сотрудников чеченского филиала с представителями ряда зарубежных экстремистских организаций, в том числе с "Талибаном", в ходе которых представители "ХТ" не скупились на комплименты в адрес талибов*, заверяя, что их организация "решительно поддерживает правительство "Талибан" и считается другом исламского мира", а в Чечне действует против России.

Дальше – больше. Через функционеров "Талибана" англичане устанавливают взаимодействие с Бараевым, который уже тогда имел репутацию самого "отмороженного" бандита и убийцы Чечни – его обвиняли в убийстве троих британских и одного новозеландского инженеров телефонной связи. Пока не ясно, насколько гибель этих иностранцев и контакты "ХТ" с Бараевым связаны между собой. Но интерес "гуманитариев" к торговле заложниками был отчетливо обозначен. Спецслужбами России было перехвачено сообщение, отправленное в апреле 1998 года из Грозного в штаб-квартиру "Хейло Траст" в Шотландию: "Только что от Магомета поступила информация об освобождении вчера вечером двух заложников за выкуп в полтора миллиона долларов США. Ходят слухи, что деньги поступили Бараеву...". Подпись: "Том".

Несколько раньше из Шотландии в Грозный пришел профессиональный запрос: "Относительно Руслана. Узнайте у него, какими данными он располагает относительно отставки Куликова применительно к Чечне".

Спецслужбами России установлены на период весны 1999 года следующие действия чеченского филиала "Хейло Траст": нелегальное перемещение через российско-грузинскую границу людей, крупных денежных сумм, спецоборудования (в том числе средств спутниковой связи и аппаратуры для проведения взрывных работ).

20 февраля 1999 года было перехвачено еще одно сообщение "гуманитария-разведчика" из Грозного: "Если МSH имеет связи с федералами, следует рассмотреть вопрос относительно помощи в импорте оборудования. Они могли бы оказать нам услуги: достать разрешения, удостоверения личности...".

В регулярных сообщениях в штаб-квартиру сотрудники филиала "Хейло Траст" добросовестно и детально отслеживали вопросы, касающиеся оперативной обстановки в Чечне и вокруг нее, расстановки политических сил в республике, действий в регионе российских сил. Кроме этого, передавались обстоятельные доклады о ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта.

О принадлежности грозненских представителей "Хейло Траст" к британским спецслужбам свидетельствует и то, что с самого начала их нелегальной деятельности на территории Чечни в качестве прикрытия широко использовались возможности других неправительственных международных организаций, например таких, как миссия ОБСЕ в Грозном и информационное агентство Венгрии. Следовательно, в актив чеченского филиала "ХТ" можно смело записывать: шпионаж, участие в НВФ (возможно, что и соучастие в террористических актах – путем подготовки подрывников), незаконное пересечение границы России, контрабанда, попытки вербовки и подкупа должностных лиц.

С упоминавшимся выше убийством связистов – трех британцев и новозеландца, тоже до сих пор не все ясно. Существует информация, что инженеры занимались аналогичной "гуманитарной" деятельностью. Впрочем, как и известный американский авантюрист Фред Кьюни, "специалист по предотвращению гуманитарных катастроф", который "засветился" в Сомали и Боснии. Он был расстрелян в 1995 году вместе со своей секретаршей чеченскими боевиками. Люди, его знавшие, однозначно говорят о связях покойника с ЦРУ. Есть мнение, что Кьюни был расстрелян в результате удачно запущенной "дезы" о работе американца на ФСБ. Бытует предположение, что и шесть иностранных сотрудников Красного Креста, зверски убитые в Чечне осенью 1996 года, отнюдь не были ангелами.

Но столь драматические эпизоды не повлияли на активность представителей западных спецслужб. Разведка несет потери, а на родине в условиях секретности родственникам погибших вручают награды.

Иностранные агенты продолжают принимать живейшее участие в происходящем в Чечне. Российская военная разведка располагает сведениями о том, что в межвоенный период на территории республики западными специалистами (главным образом британцами) было развернуто пять центров радиоразведки. Три из них, в Ножай-Юртовском районе, были нацелены на Дагестан. Два других работали на северном и западном направлениях. Часть собранных разведданных передавалась боевикам. Известно, что после начала российского наступления центры были перемещены в горы. Вполне вероятно, что сегодня они действуют уже с территории Грузии.

Также имеется информация о присутствии в "штабах" лидеров боевиков специалистов из стран НАТО – советников, инженеров космической связи. Главари мятежников по-прежнему имеют доступ к данным космической разведки стран НАТО.

Список турецких военнослужащих, уничтоженных или плененных российскими войсками и спецслужбами на Северном Кавказе, постоянно пополняется. Только во время боевых действий в Дагестане погибло несколько десятков турецких граждан; установлено, что среди них были действующие офицеры спецслужб. А совсем недавно были задержаны еще трое турок: Ахмед Гумус Емер 1981 г.р., Ильяс Куш 1975 г.р., Молла Хасан Ылдырымер 1972 г.р. Все они принимали участие в боевых действиях в отряде Руслана Гелаева.

И как уже сообщало "Yтро", в конце июня – начале июля в Шаро-Аргунском ущелье Чечни была уничтожена банда иностранных наемников, подготовленная полевым командиром Цагараевым (убит в ночь на 23 июля в Грозном). Среди уничтоженных террористов – гражданин Франции, четыре турецких подданных и трое граждан Азербайджана.

Перечисленные факты – лишь малая часть "западного следа" на Северном Кавказе.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей