Сезон тревоги нашей. Часть 2

Чем выше степень лояльности Думы к администрации президента и правительству, тем более ручной и карманной ее пытаются сделать, и, похоже, предела этому не будет. Вот и сейчас вновь поползли упорные слухи о досрочных выборах

Власти никогда не бывает достаточно

По мнению председателя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Сергея Глазьева, то, как сегодня складываются дела в Думе, вызывает ощущение не просто стыда, а некоторого отвращения. Нам, считает Глазьев, навязывается пакет плохо проработанных законов, которые критикуются научной общественностью и не воспринимаются обществом, но которые почему-то очень нужны то ли олигархам, то ли Международному валютному фонду, то ли какому-то чиновнику из правительства. "Так, со свистом и без всякого обсуждения, проходят у нас налоговые законы, Трудовой, Земельный кодексы, пенсионная реформа. Администрация президента и правительство, опираясь на послушное и манипулируемое большинство (фракции "Единство", "Народный депутат", СПС, "Яблоко" и т.д.), считают, что обсуждать ничего не надо, ставят на голосование и, нарушая регламент, права субъектов федерации, продавливают абсолютно сырые и просто опасные законы". Таков взгляд изнутри. Но это лишь одна точка зрения.

Обратим внимание на одну особенность. Чем выше степень лояльности Думы к администрации президента и правительству, тем более ручной и карманной ее пытаются сделать, и, похоже, предела этому не будет. Вот и сейчас, несмотря на, казалось бы, полную управляемость Думы, вновь поползли упорные слухи о досрочных выборах. Зачем? Для каких таких целей нужна Дума-робот? Попробуем разобраться.

Эксперты отмечают, что сейчас федеральные округа живут за счет указов. Чтобы федеральные округа были законны, чтобы представитель президента в округе стал юридически легитимной фигурой – нужно внести то ли 1500, то ли 1600 поправок в действующее законодательство. Даже сегодняшняя Дума работать в режиме, когда в четырех чтениях нужно проголосовать несколько тысяч раз "за", не хочет. Она брыкается, не понимает, считает, что у нас есть более важные вещи. А без этого власть висит в воздухе. Это только один пример.

Еще одно, на наш взгляд, важное наблюдение. По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, не исключено, что власти намерены менять Конституцию. Там действительно много несоответствий и натяжек, требующих устранения, особенно в сфере федерального строительства. Но влезать в Конституцию опасно, можно и не вылезти, поэтому для этого нужна не просто карманная Дума, а та самая Дума-робот. Отсюда и разговоры о вполне возможном переизбрании ГД. И опять резонный вопрос: неужто кремлевские технологи так уверены, что им удастся достичь желаемого результата?

Если на это решатся, это будет безумием, потому что никакого административного ресурса у администрации нет. Добиваться нужного результата на выборах будут только за счет применения политических технологий. Но бесконечно насиловать общество политтехнологиями нельзя. По мнению экспертов, если состоятся прогнозируемые досрочные выборы в Госдуму, то это будет последний раз, когда политтехнологии могут еще как-то сработать.

Логика простая и доходчивая, как автомат Калашникова

Как дальше будут развиваться события, и как все это может выглядеть? Михаил Делягин считает, что на костях "Эха Москвы", НТВ и других структур будет создан ударный медиахолдинг, который будет формально работать на государство, а фактически – на СПС и реально будет контролироваться Чубайсом. Может быть, туда же добавят ОРТ и РТР, а ТВ-6 ликвидируют как класс, попытавшись заткнуть Березовского. В результате работы этого медиахолдинга СПС перевалит через 5%. И тогда у нас будет ситуация полного доминирования Кремля в информационном поле, ровно как это было при коммунистах. В такой ситуации можно будет один раз провести любые выборы с любым результатом. Впрочем, после выборов президента Путина ничего не удивляет, главное, чтобы крови было поменьше. Но поскольку нынешние власти неэффективны, поскольку они служат крупному капиталу, который объективно не может подчиняться государству, они вызовут катастрофу, и эта катастрофа может привести к изменению политической ситуации и оздоровлению власти. Может. Но это будет не скоро, не раньше 2003-04 гг. Не исключено, что сам Путин и возглавит этот процесс. Если процесс нельзя остановить, то его нужно возглавить, такие примеры в мировой истории бывали. Однако в данном случае важнее сами процессы, а не люди.

На самом деле администрации президента есть чего бояться. Даже самые отлакированные прогнозы правительства признают, что в 2003 году будет ухудшение или некий провал экономической ситуации. Если уж правительство об этом говорит, то в администрации президента, где собрались люди намного более практичные, отчетливо понимают, что в 2003 году можно ждать аварии по всем пунктам. Понятно, что проводить парламентские выборы в условиях экономического кризиса – это самоубийство, потому что победят коммунисты. Значит, надо торопиться. Логика простая и доходчивая, как автомат Калашникова. Но прежде чем затевать выборы, нужно все же окончательно разобраться с губернаторами. Как? Очень просто. Если сейчас будут аннулированы договоры с регионами, то после этого можно обещать губернаторам компенсации, и это будет достаточно эффективный рычаг, который заставит губернаторов действовать правильно.

Так что политическим технологам есть где развернуться. У них есть шанс еще разок сыграть в выборы, а у народа – еще раз почувствовать себя быдлом. Глеб Павловский – человек опытный, со своей задачей справится. А если не справится, то есть Сурков, Волошин и масса других замечательных людей. Только вот что будет дальше – это уже от них зависеть не будет.

Выбор читателей