Масхадов пишет письма и братается с Хаттабом

Аслан Масхадов хочет переговоров и братается с Хаттабом. Президент Ичкерии жаждет арабских денег, а иорданец не дает

Президент Ичкерии Аслан Масхадов в загоне. Правда, по сравнению с другими, семья "пещерного президента" чувствует себя относительно комфортно, спокойно проживая в чеченском селении Знаменское, в двух шагах от реанимированной на днях миссии ОБСЕ. Супруга экс-полковника Кусама Масхадова имеет возможность путешествовать по миру, навещая сына в Малайзии, беженцев в Грузии и голодающий за мужа "интернационал" в Ингушетии.

Сам Масхадов получил дополнительный импульс к активности накануне встречи глав "большой восьмерки" в Генуе. Аккурат к этому событию в Чечне стал распространяться очередной номер подпольной газеты "Ичкерия", на первой полосе которой было размещено обращение Российского общенационального комитета "За прекращение войны и установление мира в Чеченской Республике" к премьер-министру Великобритании Тони Блэру. Депутаты Госдумы России Ковалев, Рыбаков, Юшенков и ряд писателей призвали руководство России и Великобритании прекратить боевые действия в Чечне и провести переговоры с Масхадовым. Вышло так, что голос кавалера ичкерийского ордена Ковалева и Ко не был услышан в Генуе. Словно предвидя это, накануне встречи в Италии, 15 июля президент Ичкерии позвонил швейцарскому дипломату, ранее возглавлявшему миссию ОБСЕ в Чечне Тиму Гульдеману и попытался "прозондировать ситуацию". Швейцарец золотых гор не обещал, отмечая, что сейчас наступили другие времена и нужно быть "немного осторожным". В сущности, Гульдеман не сказал ничего. Обещанные "неофициальные встречи в ваших (МасхадоваО.П.) интересах" – не в счет. Они проводятся с завидной регулярностью, но не приносят никаких дивидендов президенту Ичкерии – ни моральных, ни тем более материальных. Аслан Масхадов, действительно превратившись в изгоя, так оценивает свое шаткое положение в обращении к лидерам "восьмерки":
"Вы скоро соберетесь в Генуе в блеске церемонии, которая приличествует вашему месту в переднем разряде наций. Почетные караулы будут приветствовать вас, вы встретитесь во дворцах, и мир будет слушать ваше каждое слово... Я тоже получил привилегию и ответственность руководить моей нацией по избирательным бюллетеням, но Москва называет меня бандитом, террористом и преступником...".

Упрямая Москва действительно разыскивает Масхадова как преступника, который пошел на уступки тем, кого еще несколько лет назад призывал выгнать из Чечни.

На сайте чеченских боевиков некоторое время назад появилась информация о "совещании полевых командиров различных уровней", которое Масхадов устроил по случаю гибели большого числа "бригадных генералов" и "амиров". На этом сборище присутствовал Хаттаб и ряд других арабских главарей, с которыми Масхадов попытался выработать единую тактику. Впрочем, по оперативным данным, личная встреча Масхадова и кровавого иорданца состоялась чуть раньше – 6 июля этого года в окрестностях селения Зандак Ножай-Юртовского района Чечни, на границе с Дагестаном. Посредником выступил полевой командир Айдамир Абалаев, так называемый "министр внутренних дел Республики Ичкерия". Он был известен своими расхождениями с арабскими боевиками, но, судя по всему, изменил взгляды в последнее время. Масхадов и Хаттаб договорились о совместных действиях. Кроме того, в связи с физической убылью "личного состава" командиры бандгрупп получили задачу привлечь к вооруженным акциям новых боевиков. Каждый из завербованных получит по месту жительства "гонорар" в долларах. Так, первые три вербовщика появились в селении Самашки Ачхой-Мартановского района Чечни, где обещали выплатить за нападения на федеральные силы по $200.

Впрочем, Масхадов пошел на братание с Хаттабом по весьма прозаической причине. Дело в том, что иорданец аккумулировал практически все денежные потоки, которые направляются в Чечню, а у Масхадова проблемы с финансами возникли еще в прошлом году. Опальный президент Ичкерии крепился недолго. Правда, хаттабовские доллары могут и не попасть к Масхадову. Как выяснилось, еще в июне на Высшем совете ассоциации группировок "Братья-мусульмане" выступило несколько арабских эмиссаров, инспектировавших Чечню. Полевые командиры заявили, что Хаттаб "несправедливо" распределяет средства между командирами отрядов боевиков, что уже привело к обострению противоречий между чеченцами и наемниками из стран Ближнего Востока. Более того, арабские спонсоры с удивлением обнаружили, что из "казны" пропало около $3 млн. Часть из этих денег осела на счетах Хаттаба и Басаева. Масхадову же, которого давно не приглашают на презентации и публичные выступления во дворцах, не досталось ни цента.

Выбор читателей