Отчего погиб "Курск": версия Селезнева

С сенсационным заявлением о причинах гибели "Курска" выступил вчера в Санкт-Петербурге Геннадий Селезнев. По его словам,: "Курск" затонул либо из-за чьей-то халатности, либо из-за роковой случайности

С сенсационным заявлением о причинах гибели подлодки "Курск" выступил вчера в Санкт-Петербурге спикер нижней палаты парламента Геннадий Селезнев. По его словам, версию о том, что причиной гибели субмарины была диверсия, можно исключить: "Курск" затонул либо из-за чьей-то халатности, либо из-за роковой случайности – к такому выводу пришла возглавляемая Селезневым специальная комиссия Государственной думы.

Как следует из заявления, специальная комиссия, изучавшая обстоятельства катастрофы "Курска", склонилась к мнению, что причиной гибели подлодки стал взрыв в торпедном отсеке. Сам же взрыв, по словам Селезнева, был вызван внутренними причинами. То есть, цитирует спикера ИНТЕРФАКС, "никто и никого не подрывал, ни свои ни чужие; не было столкновений". Причем, как громогласно заявил Селезнев, эти данные не отличаются от официальных. Тем не менее, он оставил некоторую свободу для маневра, оговорившись, что так как думская комиссия не располагала информацией закрытого характера, то могут быть какие-то технические детали, которые позволят в дальнейшем пересмотреть это решение.

Правительственная комиссия, расследующая причины гибели "Курска", рассматривает три версии катастрофы: столкновение с другим подводным кораблем, подрыв атомохода на морской мине и авария в первом отсеке. Наиболее вероятной считалась версия о столкновении с плавающим объектом, в соответствии с чем и было возбуждено дело по признакам статьи 263 УК РФ – "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта".

Впрочем, судя по словам вице-адмирала флота, подводника Валерия Дорогина, Геннадий Селезнев несколько поторопился с выводами. В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Дорогин заявил: "Я не согласен с версией Думской комиссии, здесь не должно быть суждений, тем более, однозначных. Об этом должны говорить только специалисты". По словам подводника, являющегося специалистом оперативно-тактического звена, гибель "Курска" из-за халатности экипажа подлодки – исключена: "Экипаж был вполне прилично подготовлен: люди, которые отвечают за оружие, – это люди особого сорта: там ошибок не бывает", – отметил он.

Кроме того, вице-адмирал считает, что, несмотря на все следственные действия и экспертизы, скорее всего причина первоначального взрыва так и останется неизвестной. "Ни одного свидетеля у нас нет, и категорически заявлять о том, халатность это или столкновение, нельзя", – сказал Валерий Дорогин. Он согласен с выдвинутыми правительственной комиссией тремя возможными версиями гибели субмарины: "столкновение, взрыв мины времен Великой Отечественной войны и непредвиденные обстоятельства, в частности, неисправность техники".

Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин в эфире "Эха Москвы" выразил недоумение по поводу слов Селезнева, отметив: "Никто из официальных лиц – ни главное командование ВМФ, ни ЦКБ "Рубин" – такого заявления не делали". По мнению Курдина, обвинение экипажа "Курска" в халатности "на сегодняшний день несостоятельно". "Не знаю, у кого сейчас поднимется рука обвинять командира "Курска" или его команду в том, что они по своей вине допустили такую аварию, – сказал он. – Поэтому слово "халатность" нигде до сих пор не упоминалось".

Напомним, что для расследования гибели "Курска" было создано две комиссии: правительственная и специальная комиссия Госдумы. Каждая из них должна была провести экспертизу на основании имеющихся данных, в том числе найденных записей и секретных документов, и рассмотреть все возможные ситуации, которые могли привести к трагедии. Фактически, если верить словам Геннадия Селезнева, думская комиссия сейчас пытается обосновать ту версию, которую и выдвигала с самого начала – что подлодка затонула из-за халатности экипажа, приведшей к аварии в первом отсеке.

При этом, скорее всего, подразумевается следующее:
Когда проводятся учебные стрельбы, выходные люки между отсеками во время запуска торпед, согласно инструкции, должны быть закрыты. Но в этом случае находящиеся в первом отсеке члены экипажа испытывают очень сильное давление. Поэтому на российских субмаринах сложилась довольно опасная традиция: не закрывать межсекционные люки во время запуска торпед – тогда давление распределяется по всем отсекам, и те подводники, которые находятся в первом, не испытывают столь сильной нагрузки. Однако эта версия вызывает большие сомнения, поскольку для того, чтобы произошла катастрофа такого масштаба, экипаж должен был допустить, помимо упомянутого выше, целый ряд должностных нарушений.

Члены правительственной госкомиссии по расследованию причин гибели "Курска" от комментариев пока воздерживаются.

Читайте также

Выбор читателей