Корейский вождь будет грозить Бушу из Москвы

Пхеньяну важен сейчас сам факт диалога с Россией на военную тему. Так что пока Ким Чен Ир пересекает на поезде российские просторы, пусть в Вашингтоне поломают голову – зачем это он предпринял такое путешествие? Пусть поволнуются

Корейский вождь Ким Чен Ир едет к нам уже давно. Его визит в Россию, намеченный еще на 17-18 апреля с.г., был отложен, и теперь прибытие корейского товарища в Москву ожидается 4 августа.

С чего же такая задержка? В апреле это объяснили тем, что не была окончательно согласована повестка дня переговоров Ким Чен Ира с Владимиром Путиным, а также место их встречи. По поводу последнего возникли наиболее существенные разногласия: российская сторона резонно приглашала гостя в столицу, но северокорейский лидер упорно хотел встречаться во Владивостоке. Конечно, мы не можем даже подумать, что для руководителя такого процветающего социалистического государства, как КНДР, полет в Москву и обратно показался слишком уж накладным. Однако уместно предположить, что Ким Чен Ир хотел уже в этом добиться от российского президента шага навстречу, причем шага, раз в десять длиннее его собственного. Как бы то ни было, Владимир Путин такой шаг сделать отказался. А главное – отказался он и от обсуждения двусторонних проблем в том ракурсе, который хотел навязать корейский лидер.

Вообще, Пхеньян затаил на Россию большую обиду. Дело в том, что Советский Союз в свое время слишком активно (и далеко не всегда выгодно для себя) дружил с северокорейским режимом, помогал ему как мог, торговал, и все такое. КНДР жилось в те годы довольно неплохо. Но те времена прошли, СССР распался, как и социалистический лагерь, зато остались ненавистная Южная Корея под боком и грозный Дядя Сэм за океаном со своими экономическими санкциями. А без братской социалистической подпитки, как выяснилось, народной и демократической Корее прожить очень нелегко, несмотря на все достоинства социалистического строя. Экономика пришла в упадок, на международной арене режим оказался в полной изоляции, да тут еще и природа как будто заодно с империалистами: сплошь катаклизмы и неурожаи. Туго пришлось.

Россия за годы своей независимости мало что сделала для поддержки северокорейского режима (не до него было). Более того, выяснилось, что долг платежом красен, даже если в кредитные отношения вступали две социалистические державы: по самым скромным подсчетам, КНДР должна России (как правопреемнице СССР) около 6 млрд. долларов.

Ким Чен Ир в этой ситуации не растерялся: он выдвинул встречные требования. Дескать, за те десять лет, что Россия не поставляет его стране сырье и оборудование, КНДР понесла серьезные убытки. Возмещайте и продолжайте помогать! А еще хорошо бы оружия подкинуть (по льготной цене, разумеется), а то с мировым империализмом диалог не клеится. Вот такие запросы у товарища. Вот такой, с позволения сказать, ракурс видения проблем. Неудивительно, что разговор у Москвы с Пхеньяном не получился, точнее, встреча не состоялась.

Место встречи изменить нельзя! – на этой позиции и поныне стоит Кремль. И, видимо, корейский вождь пошел на уступки (хотя бы в вопросе места): он таки едет в Москву. Но именно что едет! Поездом, через всю Россию. Он, собственно, уже в пути. С каким настроем он приедет – пока сказать трудно.

На встрече будут обсуждаться только двусторонние проблемы. Вопрос о корейской угрозе и корейских ракетах даже и подниматься не будет: северокорейский вождь не устает убеждать весь мир, что это все американские выдумки. "Объясните наконец мировому сообществу, – призывал как-то Ким Чен Ир китайцев, – что мы не хулиганы, размахивающие дубинками".

Действительно, Северная Корея в последнее время немного остепенилась и поубавила гонор. Она развивает дипломатические контакты с Азией и Европой, не отказывается от международной гуманитарной помощи (в стране хроническая нехватка продовольствия), даже идет на контакты со своей южной половиной. Еще в 1992 году, после одновременного принятия двух Корей в ООН, их лидеры подписали основополагающее двустороннее соглашение. В прошлом году состоялся первый саммит северного и южного соседей, который стал настоящим прорывом в межкорейских отношениях: на нем договорились о путях интеграции, экономическом сотрудничестве, культурном обмене, воссоединении семей, разделенных почти полвека назад. Началось восстановление транскорейской железной дороги.

Основную роль в нормализации отношений на Корейском полуострове играет все же Сеул. Южнокорейский лидер Ким Дэ Чжун, обладая немалым международным авторитетом и политической волей, проводит так называемую "политику солнечных лучей", которыми стремится растопить лед в душе своего северного соседа. В этом нелегком деле ему помогают как объективные условия (экономические трудности и политическая изоляция Пхеньяна), так и поддержка США, сохраняющих свое военное присутствие в Южной Корее (37-тысячный корпус).

Вашингтон, правда, зачастую оказывает Сеулу медвежьи услуги. Так, после саммита корейских лидеров США, с приходом администрации Буша, заявили о прекращении со своей стороны диалога с Северной Кореей (Буш был поначалу крут в таких делах). Пхеньян в ответ ощетинился, словно еж, и прервал все контакты с проклятыми империалистами. Но тут южнокорейский лидер покатил бочку на Вашингтон, да так убедительно, что подвиг администрацию США сменить гнев на милость. В июне Буш решил возобновить переговоры с КНДР. Сейчас Ким Дэ Чжун добивается того, чтобы Штаты исключили КНДР из списка "стран, поддерживающих терроризм". Если это произойдет, то Северная Корея получит пропуск в международные финансовые организации, будет допущена к вожделенным кредитам и инвестициям.

В общем, если США признают Пхеньян в качестве persona grata, то весь мир с приветливой улыбкой откроет двери навстречу северокорейскому режиму. Ничего нового и неожиданного: в этом грешном мире все важные вопросы по-прежнему решаются по ту сторону океана. Чего же тогда хочет Ким Чен Ир от России? Помощи? Оружия? Вряд ли он серьезно надеется получить от нас эти блага, да еще со скидкой, да еще и предъявляя при этом свои претензии.

Дело, скорее, в другом. Корейский вождь не зря зачастил последнее время в Китай: он вовсю перенимает опыт китайских товарищей. А опыт этот заключается не только в том, как подладить социалистическую риторику под рыночный капиталистический уклад экономики, но еще и в том, как использовать своих партнеров в собственных стратегических целях. Пекин давно и ловко манипулирует авторитетом России в своих шахматных партиях с Вашингтоном, и Пхеньян хочет последовать его примеру. Ему важен сейчас сам факт диалога с Россией на военную тематику, чтобы, увидев эти поползновения, США поспешили бы впустить КНДР в цивилизованное общество (пока не начал хулиганить российскими дубинками).

Так что Ким Чен Иру спешить, вроде бы, совсем некуда: пока он пересекает на поезде бескрайние российские просторы, пусть в Вашингтоне поломают голову – зачем это он предпринял такое путешествие? Пусть поволнуются, может, поймут, что с КНДР ссориться опасно – ее надо уважать, ей надо помогать. А что до самой России, то для корейского вождя она, скорее всего, пройденный этап и, к тому же, напоминание о каких-то долгах.

Только вот беда: как бы сам дорогой товарищ не превратился в пройденный этап истории. Дело в том, что объединение Кореи – вещь уже не настолько невообразимая, как несколько лет назад, а единая Корея вряд ли захочет жить по-социалистически. Да и Москва, обращая свой взор на Корейский полуостров, смотрит, скорее, на его южную часть: это и перспективы торговли, и капиталы. Кстати, Россия не прочь подключить транскорейскую железную дорогу к своей Транссибирской магистрали, чтобы сподручнее было торговать с Кореей (Южной, разумеется) и лучше войти в роль связующего звена Европы и Азии. Кроме того, Москва уже предложила Сеулу обменять российский долг Южной Корее на... свои инвестиции в КНДР!

Выбор читателей