Уж замуж невтерпеж... А "принца" так и нет

Арина вернулась в институт, тихая, как аквариумная рыбка. Она до сих пор сидит в своем углу, вяжет кофточку и пьет чай с баранками, но уже ни о чем не мечтает, ничего не хочет и никого не ждет

Старая дева – женщина зрелого или пожилого возраста, никогда не жившая половой жизнью

Чтоб остаться старой девой,
Надо верить беззаветно,
Что всю жизнь прожить придется
В одиночестве своем.
Пессимизм, унылость, серость
Отпугнут мужчину сразу,
Ведь мужчина, как ребенок,–
Любит яркость и азарт.
(Ирина Важенина. "Вредные советы для взрослых")

Типичное представление о так называемых старых девах у большинства следующее: высохшая, некрасивая, неопределенного возраста женщина, коротающая время в обществе телевизора и кошек. Несчастная, одетая в бесформенные одежды и не пользующаяся макияжем. Она до глубокой старости ждет единственного и неповторимого мужчину, принца из сказки и, естественно, так и не дождавшись, умирает в одиночестве. Отчасти это верная картина. Но слишком общая. На самом деле, старые девы бывают разные. Мне, например, довелось видеть некоторых из них, так сказать, вблизи, а посему постараюсь их описать. Итак.

Арина

Чем она занималась в этом НИИ, так и осталось для меня загадкой, хотя я проработал с ней бок о бок больше года. Когда Арина не пила чай с сушками или не вязала кофточку, она переписывала своими словами какие-то статьи из разных газет в огромную "амбарную" книгу. Для чего это было нужно – не знаю, однако начальство, судя по всему, деятельностью Арины было вполне довольно. Кстати, в нашем институте Арина проработала, получая мизерную зарплату, не менее двадцати лет и лишь однажды сделала попытку "вырваться на свободу" (но об этом чуть позже). Про личную жизнь было известно следующее: жила она с престарелыми родителями и собакой Кузей. Ни с подругами, ни тем паче с мужчинами не встречалась, в гости не ходила и у себя никого не принимала. Но нельзя сказать, что Арина вовсе не интересовалась противоположным полом. Наоборот – любого забредшего к нам в отдел "товарища" рассматривала хоть и украдкой, но с неподдельным интересом. Умело пользовалась косметикой и неплохо – насколько позволяло жалование – одевалась. Было бы большим преувеличением назвать Арину красавицей, но уродливой она тоже не была... Судя по всему, пожилая девушка ждала сказочного принца. Но откуда ему было взяться в нашем Богом забытом НИИ? Те же мужики, которые хоть сколько-нибудь могли претендовать на эту роль, были разобраны более решительными конкурентками. А поскольку круг общения Арины ограничивался замкнутым пространством научно-исследовательского института, и даже одного из его отделов, то ей оставалось только мечтать, что и было порой заметно по отсутствующему взгляду и томным вздохам. Однажды – это случилось после 1991 года – Арина, продав часть довольно обширной домашней библиотеки, совершила первый в своей жизни туристический вояж, в город любви Париж. Вернулась она оттуда совершенно обалдевшая и со слегка помраченным рассудком. Отложив в сторону вязание, забыв об "амбарной" книге, Арина целыми днями предавалась воспоминаниям о Франции и о французских мужчинах – не чета нашим "пьяницам и невежам". В конце концов, это несчастное создание уверовало в то, что принцы водятся исключительно за рубежом, более того, один из них уже ждет ее, томясь в своей роскошной, но холостяцкой вилле. Арина впервые попыталась взять судьбу в свои руки. Для того чтобы вновь попасть за границу, нужны были деньги. Их, разумеется, не было. Тогда старая дева решила уйти из ненавистного НИИ и устроиться на другую, более высоко оплачиваемую работу. Увы, произошла трагедия. Арина моментально попала в лапы каких-то проходимцев, занимающихся многоуровневым маркетингом. Они живо вытянули из нее остатки денег, которые она получила после окончательной распродажи библиотеки.

В общем, Арина вернулась в институт, тихая, как аквариумная рыбка. Она до сих пор сидит в своем углу, вяжет кофточку и пьет чай с баранками, но уже ни о чем не мечтает, ничего не хочет и никого не ждет.

Вайза

О! Это была педантичная в работе, язвительная и зловредная в общении бабенка лет тридцати пяти, без характерных признаков "старой девы". Тем не менее, она ею являлась и сама любила подчеркивать эту свою уникальность. Причина, по которой она умудрилась сохранить девственность, кому-то может показаться смехотворной, но только не Вайзе. Дело в том, что она происходила "из хорошей татарской семьи с традициями", а посему мужчину себе подыскивала из семьи не менее "татарской" и не менее "традиционной". Требования кандидату, которому будет дозволено совершить акт дефлорации, предъявлялись совершенно немыслимые: кроме безупречного происхождения, он должен был быть красивым, немыслимо умным и страшно талантливым, если не гениальным. И вот такой мужчина возник на ее горизонте. Пусть он отвечал не всем "параметрам" идеального мужчины, но, во-первых, был хорошим художником, во-вторых, у него не только мама с папой, а также дедушка с бабушкой, но и вообще все предки были татарами. Кроме того, он носил такое традиционно татарское имя, которое и сам после пяти рюмок водки не мог выговорить, а потому просил называть его просто Колей. Увы, именно пристрастие к горячительным напиткам, совершенно не сочетающееся с мусульманскими традициями, и послужило причиной недопущения Коли к Вайзиному телу... Правда, сначала Вайза о вредной привычке Николая не подозревала и начала его всячески обхаживать и задабривать. Коля, несмотря на то, что не особо сильно желал обладать перезревшими прелестями старой девы, был человеком мягким и слабохарактерным, поэтому решительно пресечь эти поползновения не мог. Однако все разрешилось само собой. Во время очередного редакционного застолья, на которое был приглашен внештатный художник Коля, Вайза увидела, как ее возлюбленный преспокойно наливает себе огромный стакан водки и нацеливается вилкой на открытую банку свиной тушенки. Вайза упала в обморок.

Разочаровавшись в художнике, Вайза, тем не менее, не перестала обращать внимание на мужчин своей национальности. Надо сказать, что мужчины (как русские, так и татарские) от общения с нею в восторг не приходили и желания делать предложение руки и сердца не изъявляли. И дело даже не в характере девушки. Будучи довольно симпатичной особой, она имела чудовищную, невесть откуда взявшуюся привычку, от которой окружающим становилось дурно: Вайза любила очищать пальцем содержимое своих носовых пазух. Причем, вытащив на глазах у изумленной публики козюльку, долго и внимательно ее осматривала. Зарождающееся у мужчины чувство при виде такого зрелища исчезало без следа... Насколько мне известно, Вайза так до сих пор и не вышла замуж, хотя со временем перестала быть столь привередливой в отборе мужчин.

Маня

Маню я знаю еще с детства. Она, правда, лет на пять меня старше, но это не мешало нам быть друзьями. Казалось бы, этой умной, симпатичной и начитанной девочке судьба строй девы ну никак не грозит. Но, увы, ей сегодня уже за сорок, и в ее жизни не было ни одного мужчины. Наверное, причину этого стоит искать в ее дурном характере. А может быть, это не причина, а как раз следствие. Да и плохой характер не всегда являлся помехой. Например, даже из истории известно, что у философа Сократа жена отличалась крайней сварливостью. Маня не всегда была такой, и это еще один довод, что "девственность" повлияла на изменение характера, а не наоборот. Я до сих пор не могу понять, каким образом милая, но несколько замкнутая в себе девушка превратилась в озлобленное, крикливое существо. Тем не менее, сейчас с Марией общаться стало совершенно невозможно. Вообще-то я уверен, что во всем виновата Машина зацикленность на карьере. Решив, что главное в жизни – карьера и деньги, она отгородила себя от всего, что могло бы ей помешать в достижении поставленной задачи (карьеру "через постель начальника" она отвергла сразу); в число "помех" попали и мужчины, и друзья, и домашние заботы. Но так уж сложилось, что "деловой женщиной" Маня не стала – не хватило какой-то мелочи: то ли деловой хватки, то ли еще чего. В результате она осталась одна, не считая заботливых родителей, которые сдувают пылинки со своей "девочки" и плачут над ее несчастной судьбой. И если бы не родители, то Маня наверняка бы погибла, потому что делать по дому она ничего не умеет. Она не в состоянии даже выстирать себе трусики и приготовить яичницу. Это не преувеличение, я точно знаю, что так оно и есть. Неприятности и неумение следить за собой сделали свое дело: сорокалетняя девушка обрюзгла, раздалась вдоль и поперек и вообще стала "теткой без возраста". Прежнюю Маню можно узнать лишь по глазам, в которых затаились страх и печаль.


Собственно, на этом мой опыт общения со старыми девами исчерпывается. Я не психолог, однако мне хочется из своих наблюдений сделать кое-какие выводы. По всей видимости, в том, что женщина остается до старости "девой", виновата в первую очередь она сама. Здесь может иметь место заниженная (кто же на меня, такую серенькую и неинтересную, обратит внимание?) или завышенная (разве мне, красивой и умной, такие мужики нужны?) оценка собственной персоны. Плохое (или полное отсутствие) чувство меры, нереальные требования к "кандидатам в мужья", что может быть обусловлено чтением любовных романов или чересчур строгим воспитанием (здесь уж родители виноваты). Слишком сильное стремление быть независимой от мужчины. Странная уверенность некоторых барышень, что все окружающие мужчины – "пьяницы, уроды и насильники" и что настоящего "принца" можно встретить лишь "за семью морями". Потенциальная "старая дева" из опасения "нарваться на грубость" сидит целыми днями и вечерами дома и носа никуда не высовывает, а поэтому познакомиться с достойным человеком ей практически негде (своих коллег за мужчин она, чаще всего, вовсе не считает). И, наконец, уверенность, что на первом месте должна быть карьера, а уж мужчина никуда не денется. Есть, разумеется, и другие причины, но они не так очевидны.

Выбор читателей