На западе России зреет яблоко раздора

В Евросоюзе под председательством Швеции о Калининграде заговорили всерьез. Была выработана стратегия в отношении КО, правда, по оценке самих европейцев, – в довольно расплывчатых документах, содержащих больше вопросов, чем ответов

Одной из основных проблем, связанных с предстоящим расширением ЕС на Восток, станет анклавное положение Калининградской области России (КО) в едином экономическом пространстве Евросоюза. Предполагается, что граничащие с КО Польша и Литва войдут в состав ЕС где-то в 2004-2006 годах. КО, или Восточная Пруссия, – 15 тысяч квадратных километров, на которых проживают около миллиона человек – обещает стать в этой связи проблемой как для России, так и для расширенного ЕС.

Проблемы, на первый взгляд, чисто экономические. Для российской стороны они будут заключаться в отмене безвизового режима пересечения жителями КО границ с соседями – Польшей и Литвой. Что это будет означать для области, помимо осложнения сообщения с "материком", ясно из того, что основу ее экономики составляет приграничная челночная торговля. ЕС, который, в принципе, только один и может тут помочь, не торопится. Член Европейской комиссии, ответственный за внешние отношения, Кристофер Паттен, навестив как-то Калининград, заявил, что скорого решения этой проблемы не обещает, но сообщил, что ЕС готовит специальные трансграничные проездные документы для жителей КО. Кроме того, область может остаться без дешевого электричества: Литва, через которую идет энергоснабжение КО, намерена вскоре отказаться от закупок электроэнергии из России и подключиться к энергосистеме Центральной Европы через Польшу. Проблемы будут и у калининградских рыболовов из-за перераспределения квот вылова рыбы стран, присоединяющихся к ЕС (интересы российского региона при этом вряд ли будут учтены).

Что касается Евросоюза, то для него проблемой будет само существование социально нестабильного и депрессивного анклава, как занозы в холеном теле европейского экономического пространства. Этот анклав портит экологию, через него идут большие потоки контрабанды, наркотиков, наконец, это форпост "русской мафии" на Западе. Все это серьезно беспокоит ЕС. Именно поэтому Брюссель охотно идет на переговоры по поводу КО: ни одна встреча в верхах не обходится без обсуждения этой темы, создана специальная рабочая группа. Поэтому же так часто посещают КО высокие делегации, направляемые в Россию.

Но вот тут-то уже начинается политика! Повышенный интерес ЕС к Калининграду тревожит умы не столько российских экономистов (умеющих подсчитать наши дивиденды), сколько политиков и политологов. Они задаются вопросом: уж не хочет ли ЕС прибрать к рукам российский анклав?

Нет, пока что вряд ли. Представляется, что на нынешнем этапе интерес ЕС к КО вызван заботами о своей безопасности. Шутка ли сказать: КО является вторым (после Петербурга) источником загрязнения Балтики, выбрасывая до 400 тыс. тонн промышленных и бытовых отходов в год, число заболеваний туберкулезом и СПИДом в области приобретает угрожающие масштабы. При этом РФ как-то не особенно заботится о решении проблем своего отдельно стоящего региона.

Представители ЕС подчеркивают, что российский суверенитет над КО под сомнение никем не ставится. Однако существует, по их мнению, необходимость фактически приблизить область к ЕС, хотя бы в целях решения ее же проблем. В Евросоюзе под председательством Швеции (в минувшем полугодии) о Калининграде впервые заговорили всерьез. Была выработана стратегия в отношении КО, правда, по оценке самих европейцев, – в довольно расплывчатых документах, содержащих больше вопросов, чем ответов.

И действительно, для ЕС довольно сложно сформулировать свое отношение к КО: с одной стороны, этот регион находится внутри расширенного ЕС и остро нуждается во всяческой помощи для своего развития (и просто для поддержания жизни). Но с другой стороны, это субъект Российской Федерации, более того, "больная мозоль" Москвы, и отношения тут надо строить в высшей степени корректно. Германия, как "историческая родина" Калининграда (в девичестве – Кенигсберга), чтобы не быть заподозренной в территориальных претензиях к России, вообще старается эту тему не поднимать. Действует через Брюссель. Евросоюз же последнее время не боится включать КО в различные свои проекты.

Конечно, нельзя сказать, что ЕС совсем не лукавит: исподволь России "подсказывается" простой вариант решения проблемы КО: предоставить области значительную автономию с тем, чтобы она смогла приобрести статус ассоциированного члена ЕС. Нет, что вы, речь не идет об утрате суверенных прав РФ на Калининград! Просто Евросоюз был бы не против, если бы ему развязали руки в отношении анклава (экономически и отчасти политически), а взамен можно было бы списать часть российских долгов Парижскому клубу. Статьи, содержащие подобные идеи, уже не раз появлялись в таких авторитетных изданиях, как "Дейли Телеграф" и "Таймс".

Подсказывают нам и то, что вообще надо активнее развивать контакты на уровне регионов, без участия столиц. Вняв этим советам, калининградские власти недавно подписали протокол о сотрудничестве с воеводствами (регионами) соседней Польши. Польский заместитель министра внутренних дел Петр Стаханьчик по этому поводу заметил, что межрегиональные контакты с Россией за последнее время несколько сникли, но после того, как адмирал Владимир Егоров занял должность губернатора КО, он вдохнул в них новую жизнь.

Более того, предлагается сделать Калининград своего рода испытательным полигоном новых форм сотрудничества России с ЕС, "пилотным проектом". В этом ключе обсуждали недавно проблему КО руководитель думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин и заместитель гендиректора Европейской комиссии по внешним связям Катрин Дей. "Проблема КО ускоряет поиск оптимальных форм взаимодействия между Россией и ЕС", – сказал Рогозин.

В принципе, ничего плохого во всем этом нет. Но если посмотреть дальше, то Европа регионов вполне может явиться для Калининграда более притягательной, чем наша родная Федерация. А уж опыта трансграничного сотрудничества (поверх голов национальных правительств) европейским регионам не занимать! Они давно приноровились создавать у себя в ЕС этакие конгломераты из числа регионов различных государств – еврорегионы (правительства, надо сказать, не в восторге от такого изобретения). И теперь регионы Европы с радостью готовы поделиться своим опытом с российскими субъектами.

В дальнейшем же упорно расширяющийся ЕС мог бы распространить такую практику регионального "сотрудничества" и на другие регионы северо-западной части РФ. В "Европе регионов" нашлось бы место ганзейскому городу Новгороду, Санкт-Петербургу, этому "русскому городу с европейским лицом", некогда финской Карелии и так далее. Вот только что останется при таком раскладе от самой России – вопрос.

В общем, Калининград может стать как полем для сотрудничества ЕС и России, опытом совместного решения социальных, экономических и политических проблем, так и камнем преткновения, причиной раздоров и непонимания двух стратегических партнеров. К последнему сценарию уже подталкивают ревнивые наблюдатели из-за океана: было ведь как-то по весне, что в день визита руководства ЕС в Россию (в ходе которого как раз обсуждалась проблема КО) "Вашингтон таймс", известная своими связями с администрацией США, опубликовала данные о якобы находящемся на территории КО тактическом ядерном оружии РФ. Вопрос тогда замяли, но осадочек остался. В общем, политические силы, не заинтересованные в налаживании тесных контактов ЕС и России, готовы всячески подталкивать Москву к превращению Калининграда в осажденную крепость, а ЕС – к недоверию к своему восточному партнеру.

А как все эти проблемы выглядят с точки зрения самой КО? Следует признать, что не ЕС со своим расширением, а именно Россия является главной проблемой для этой многострадальной области. Предоставлен ей был когда-то статус особой экономической зоны. Но у Москвы как-то не сложилось представления о том, что под этим термином подразумевать. Продуманной политики в отношении КО как не было, так и нет. Нестабильность условий хозяйствования и отсутствие поддержки правительства отпугивает самых желанных гостей – иностранных инвесторов и делает лейтмотивом жизни в области слова поэта: "Мне вчера дали свободу, а что я с ней делать буду?". Неудивительно, что губернатор КО Владимир Егоров оборачивается за помощью к ЕС: Запад нам поможет!

Однако Запад едва ли сможет помочь осажденной крепости. Как будет житься ее населению после расширения ЕС? По выражению одного российского политика, проблему Калининграда нужно решать с позиции прав населения, а не права территории. Эти права и сейчас-то весьма условны: по данным ЕС, 30% населения КО живет за чертой бедности даже по российским меркам, уровень жизни в области ниже среднего по России. С расширением ЕС это население рискует еще и оказаться в изоляции.

Что бы там ни говорили об исконной славянской земле, завоеванной германцами в начале прошлого тысячелетия, но нынешний Калининград – это земля, отвоеванная СССР полвека назад у Германии и доставшаяся по наследству России. Россия имеет (пока что) на нее все формальные права. Но во благо ли этой земле?

Выбор читателей