Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
27 февраля 1916 г. между торговыми домами "Кузнецов", "Рябушинские и Ко" и Главным военно-техническим управлением был заключен договор о сотрудничестве. Директором будущего автозавода стал Дмитрий Дмитриевич Бондарев - помощник директора "Руссо-Балта", один из известнейших инженеров. Над проектом завода вместе с Д.Д. Бондаревым работала группа инженеров, многие из которых были также специалистами с "Руссо-Балта".
Вслед за инженерами к Рябушинским стали приходить мастера и квалифицированные рабочие. Так опыт изготовления автомобилей специалистами "Руссо-Балта" передавался московскому автозаводу "АМО".
За основу инженеры решили принять автомобиль итальянской фирмы "Фиат". В Турине был подписан контракт, по которому "Фиат" давал Рябушинским право на производство в России полуторатонки и легкового автомобиля.
Автомобильный завод предполагалось построить за год. Он должен был выпускать 1,5 тыс. автомобилей в год, а затем количество выросло до 3 тысяч. Однако первая мировая война, а затем и революция с гражданской войной помешали закончить строительство в срок. К октябрю 1917 г. рабочие выполнили только две трети строительных работ.
С 1919 г. заводу пришлось перейти исключительно на ремонт изношенных автомобилей и мотоциклов, поступавших со всех концов страны.
Кроме ремонта грузовых автомобилей, тракторов, мотоциклов АМО в январе 1920 г. получило задание на изготовление двигателей для первых советских танков. С февраля по июль 1920 г. АМО собрало 24 двигателя рабочим объемом 4,08 л и мощностью 35 лошадиных сил. Таким образом, в начале 20-х годов завод вплотную подошел к изготовлению автомобилей.
К подготовке производства полуторатонных грузовых автомобилей АМО-Ф-15 завод приступил в январе 1924 г. Главным конструктором был назначен Владимир Иванович Ципулин.
Первая машина АМО-Ф-15 была собрана слесарями под руководством бригадира Николая Степановича Королева в ночь на 1 ноября 1924 года. Днем 6 ноября закончили сборку последнего десятого автомобиля. Все автомобили АМО-Ф-15 были выкрашены в красный цвет – цвет революции. С завода машины поехали прямо на парад.
Четырехступенчатая коробка передач располагалась отдельно от двигателя, рычаг переключения передач находился за правым бортом кабины (рулевое колесо на автомобиле АМО-Ф-15 размещалось справа).
Механические колодочные тормозные механизмы действовали только на задние колеса. Балка заднего моста и кожух карданного вала составляли один узел. Машина не имела электростартера, освещения, звукового сигнала и воздушного фильтра. Пуск двигателя производился рукояткой, для освещения служили ацетиленовые фонари, а звуковые сигналы подавались рожком с резиновой грушей.
Первоначально автомобиль АМО-Ф-15 был точной копией автомобиля Фиат-15-тер. Однако уже образцы 1924 г. заметно отличались от прототипа. Конструкторы машины во главе с В.И. Ципулиным уменьшили диаметр маховика, чтобы он не цеплялся за неровности дороги, изменили форму радиатора - его площадь увеличили, чтобы двигатель "не кипел" на затяжных подъемах или при езде по грязи, песку. Вместо рассыпающихся деревянных колес со спицами автомобиль оборудовали штампованными дисковыми колесами, установили карбюратор Зенит-42, изменили расположение бензинового бака, форму подножек.
Для проверки автомобилей на прочность три автомобиля АМО-Ф-15 из первой десятки 25 ноября 1924 г. были отправлены в испытательный пробег, протяженностью 2000 км по маршруту Москва - Ленинград - Смоленск - Москва. Они блестяще выдержали дорогу, побив рекорд грузовых пробегов, и открыли новую страницу советского автомобилестроения. В 1926 г. был проведен Всесоюзный испытательный пробег по маршруту Ленинград - Москва - Курск - Москва протяженностью 1635 километров. Результаты испытаний показали, что машины АМО-Ф-15 не уступают машинам ведущих иностранных фирм.
В 1927 г. на завод пришел Иван Лихачев, именем которого позже и назовут завод. Этот талантливый человек окончил три класса церковно-приходской школы и работал в партии. Он принял революционную по тем временам схему производства - конвейер. И завод стал выпускать по 300 машин в год. При нем появился ЗИС-5-в – знаменитая полуторка, один из символов Отечественной войны. В лучшие времена ЗИЛ выпускал по 200 тыс. машин в год (теперь не больше 30 тыс.). В основном это новые машины ЗИЛ-131 и "Бычок", а еще холодильники и велосипеды.
В 1972 г. "ЗИЛ" стал производственными объединением, в его состав вошли 17 специализированных заводов. В 1992 г. предприятие было приватизировано. Сейчас контрольным пакетом акций "ЗИЛа" владеет правительство Москвы. На всем заводе работают только два сборочных цеха, вся остальная огромная территория в запустении, а средняя зарплата рабочих – 3,5 тыс. рублей.
В общей сложности завод выпустил около 8 млн грузовых автомобилей, 39 тыс. автобусов, 11,5 тыс. легковых автомобилей. За годы существования предприятия здесь выпущено 5,5 млн бытовых холодильников и 3,2 млн велосипедов. (Да уж, многие "холодильники-ЗИЛы", как их тогда называли, работают до сих пор). На "ЗИЛе" также были отлиты 29 колоколов, украсившие возрожденный в столице Храм Христа Спасителя.
Судно моментально ушло под воду