По инфляции ударят органом

До конца года тарифы естественных монополий повышаться не будут – правительство хочет удержать инфляцию в рамках своих обещаний и сохранить лицо перед президентом

Растущая "не по плану" инфляция стала для правительства врагом номер один, обогнав коварных западных кредиторов, требующих возврата долгов. В четверг на заседании правительства Касьянов признал, что инфляция выйдет за плановую цифру в 14%, но поспешил добавить, что величина ее будет ниже уровня прошлого года. Напомню, что в прошлом году инфляция составила 20% и именно этот уровень прогнозировали как максимальный.

Впрочем, скорректированная цифра инфляции, принятая правительством до конца года, 16-18% против прежних 12-14%, не слишком отличается от самых мрачных прогнозов. И никакие уверения в том, что рост экономики и должен порождать инфляцию, не могут оправдать столь значительную разницу. Одно из двух: либо бюджет принимался на основе нереальных цифр и неверных расчетов, либо что-то случилось. Основные "расчетчики" не захотели брать вину на себя и нашли объективную причину.

По словам Германа Грефа, на увеличение инфляции повлияли два основных фактора: монетарный, чья доля в росте инфляции составляет 40-45%, и рост тарифов естественных монополий, чье инфляционное давление "весит" 38%. Как будет правительство бороться с негативным монетарным давлением – непонятно, а вот тарифы до конца года повышать не будут, разве что в самых исключительных случаях. Такое решение приняло на своем заседании правительство.

Наверняка правительству и самому понятно, что сдерживание тарифов административными методами – вещь малополезная. Максимум, что можно получить, – остаться до конца года в новых инфляционных рамках, сохранив лицо перед президентом. Не случайно решение о замораживании тарифов принято перед представлением премьер-министром президенту концепции единого тарифного органа (ЕТО). По версии наблюдателей, это произойдет до 7 августа. При этом никто не спорит, что регулироваться тарифы должны из единого центра: в последнее время ситуация, когда энергетики, железнодорожники и угольщики повышали свои тарифы, кивая друг на друга, стала правилом. Спор идет лишь о дислокации нового органа власти, влияние которого на экономику и политику страны можно сравнить только с влиянием ЦБ в лучшие его времена.

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) настаивает на создании совершенно новой структуры, правда, не скрывая при этом своего желания играть в управлении деятельностью нового органа ведущую роль. Глава Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) Георгий Кутовой отстаивает идею создания единого тарифного органа на базе ФЭК. У обеих сторон свои аргументы. МЭРТ провозглашает необходимость независимости ЕТО от любого ныне существующего ведомства и структур, ФЭК указывает на длительность процедуры изменения законодательства (сегодня функции регулирования тарифов на электрическую энергию закреплены за ФЭК законом). Казалось бы, формальность приводимых ФЭК аргументов делает позицию Кутового уязвимой, однако данные, обнародованные самим МЭРТ, превращают формальные доводы в основополагающие: рост тарифов грозит серьезными неприятностями и российской экономике, и самому правительству.

Сейчас трудно понять логику законодателей, вписавших в закон название регулирующего органа. Как правило, в законах пишут "регулирующий орган", не уточняя его название, а наделение регулирующими функциями того или иного ведомства происходит указом президента. Но что сделано, то сделано, и теперь для создания независимого ЕТО необходимо изменить закон. А это – утверждение в Думе, которое может продлиться до 8-9 месяцев. Между тем президентом поставлен срок – 1 сентября, – к которому необходимо завершить реорганизацию тарифного регулирования.

Виктор Христенко накануне заседания правительства заявил, что считает целесообразным создать такой орган на базе ФЭК. При этом подтвердив, что в дальнейшем регулировать тарифы должен федеральный орган, название которого определять президенту; он обратил внимание именно на длительность процедуры изменения законодательства. Заявление Христенко, курирующего вопросы тарифного регулирования естественных монополий, может показаться точкой над "i". Однако наблюдатели не исключают, что борьба еще не закончена: далеко не всегда мнение вице-премьера учитывалось даже при решении вопросов в его сфере влияния.

Если не брать во внимание срочность, то независимость будущего регулятора тарифов естественных монополий представляется несомненной. Слишком много коммерческих интересов завязано на услугах естественных монополий. И в этом смысле противостояние Кутового и Чубайса играет против ФЭК: любая неприязнь руководителей создаваемого ЕТО может стать пуском к развалу нелюбимой ими отрасли, а затем и остальных, по закону домино.

Есть и другие препятствия. Виктор Христенко заявил, что регулирование тарифов должно идти по вертикали. В случае с тарифами, регулируемыми сегодня МАП, дело так и обстоит. Но энерготарифы регулируются ФЭК совместно с региональными энергетическими комиссиями (РЭК). За РЭКами стоят губернаторы, для которых энерготарифы – условие их политического выживания, а иногда – условия выживания и руководимых ими регионов. Ожидать, что главы субъектов Федерации так просто уступят право устанавливать тарифы центру, глупо. Уже сегодня РАО ЕЭС борется с "Башкирэнерго", "Татэнерго" и "Иркутскэнерго", требующими пересмотреть условия выплаты абонентской платы. И если изменение законодательства требует от трех до девяти месяцев, то формирование эффективной вертикальной структуры регулирования тарифов на энергетику может занять и больше времени.

За спорами об организационных проблемах как-то теряется главная цель создания единого тарифного органа – снижение темпов роста тарифов естественных монополий. И тут есть большие сомнения в существенном влиянии реорганизации государственного управления тарифами на его уменьшение. Проблему, как совместить необходимость инвестиций в разваливающуюся инфраструктуру, контроль за обоснованностью их расходов, безубыточность оказываемых услуг с их доступностью обедневшему населению и едва начавшей подниматься промышленности, не решить улучшением администрирования. Для этого необходима реструктуризация естественных монополий, которая, даже если пойдет в намечаемые сроки, сможет дать эффект не ранее 2003-2004 года. При этом следует учесть, что именно на эти годы выпадает ожидаемый выход выработавших свой ресурс основных промышленных мощностей. Следовательно, инвестиционная составляющая в тарифах должна и будет увеличиваться.

А это означает, что тарифы все равно будут расти. И если их рост искусственно заморозят до конца года, ради подгонки инфляции к заявленным цифрам, то с начала 2001 года тарифы рванут вверх с удвоенной силой. И неважно, чья подпись будет стоять под приказом об утверждении их ставок.

Выбор читателей