Не жалея живота...

Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки. Именно потому самураи, считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти

"Он спустил с плеч одежду и остался обнаженным по пояс... взял лежащий перед ним кинжал, задумчиво и даже с нежностью посмотрел на оружие. Собравшись в последний раз с мыслями, он глубоко вонзил кинжал в левый бок, медленно разрезал себе живот слева направо, повернул в ране и сделал еще движение вверх. Помощник самоубийцы, "кайсяку", стоявший рядом и внимательно следивший за каждым его движением, высоко поднял меч и на мгновение задержал его в воздухе. Раздался короткий и глухой звук – одним ударом голова была отсечена от тела..." Так описывал английский лорд Редесдейл страшный ритуал харакири.

Впрочем, сами японцы слово "харакири" практически не употребляют. Действо, свидетелем которого стал лорд, называется "сэппуку". Разумеется, христианина, для которого самоубийство является тяжким грехом, подобная картина добровольного ухода из жизни должна повергнуть в ужас. Но с обычным "европейским" самоубийством "сэппуку" не имеет ничего общего. Основанием сэппуку может быть оскорбленное достоинство самурая, необходимость сохранения тайны или доброго имени (своего и господина), смерть господина, нежелание быть взятым в плен менее родовитыми врагами, официальный приговор. В общем, в какой-то момент самурай осознавал, что, согласно кодексу чести, его душа больше не имеет возможности оставаться в теле. Таким образом, разрезая себе живот, воин выпускал душу из тела.

Первым японцем, совершившим сэппуку, считается некий самурай, покончивший с собой в 1156 году. Гордость не позволила ему умереть от рук врага. И он избрал "правильную" смерть. Но на самом деле харакири (это слово для нас звучит привычнее) изобрели не японцы. Как считают историки, истоки этого явления уходят к языческим культам жертвоприношения населявших Монголию, Манчжурию, Курильские и Японские острова в начале нашего тысячелетия народов, обряд разрезания живота у которых был довольно широко распространен. Существовал такой культ и у айнов, с которыми японцы очень долгое время вели войны. У айнов существовало слово "экоритохпа", которое означает "принести в жертву инау" (культ заструженных палочек или просто длинных древесных стружек, которые, по представлениям народов Дальнего Востока, являлись посредниками между миром людей и "верховных божеств" земли и воды), или, в буквальном смысле, "изрезать живот". Таким образом, древние японцы лишь позаимствовали и "усовершенствовали" этот обряд.

Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость – средоточие многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи, считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти. Мужественная же смерть, в соответствии и с буддизмом, и с синтоизмом, гарантировала переселение в мир добрых духов.

Правила и техника добровольного ухода из жизни были отточены до совершенства в Бусидо ("Путь воина"). Приемы сэппуку были канонизированы и преподавались с детства, а сам список причин для показательного самоубийства обрастал многими пунктами. Отдельной разновидностью обычного сэппуку стало "самоубийство вослед" ("дзюнси"). То есть, когда господин кончал с собой, вассал спрашивал позволения присоединиться, поскольку жизнь самурая ничего не стоила и не значила для него самого, всецело принадлежа его хозяину. И если господин отказывал подчиненному, он тем самым обрекал вассала и всех его потомков на бесчестие. Обычай дзюнси просуществовал очень долго, и следовали ему не только во времена средневековья. Одними из самых ярких примеров дзюнси являются сэппуку пяти самых знатных князей из окружения сегуна Токугава Иэмицу, совершенные в 1651 году после смерти их хозяина. Правда, в 1663 году правительство Токугава запретило дзюнси. Отныне тот, кто вслед за господином собирался выпустить себе кишки, знал, что после его смерти будут казнены все его близкие, имущество будет конфисковано, а имя семьи покрыто позором. Несмотря на это, в 1704 году совершили дзюнси 47 ронинов из Ако. А из недавнего прошлого следует вспомнить харакири генерала Ноги, героя русско-японской войны, которое он совершил в 1912 году после смерти императора Мэйдзи.

Массовым явлением ритуал харакири стал в XII веке, во время борьбы за власть двух родов – Тайра и Минамото. Тогда каждый самурай искал способ либо погибнуть в бою, либо совершить сэппуку (не желая сдаваться в плен, проиграв сражение, и т.п.). Причины сэппуку изменились в XVII веке, когда значительные изменения претерпела и сама жизнь самураев. Дело в том, что практически прекратились междоусобные войны, а значит, отпала и необходимость в харакири для потерпевших поражение в битве. Однако для истинного самурая оставалась еще масса причин для добровольного "вскрытия" живота: обида, оскорбление, наконец, приговор за какое-либо преступление (если самурай совершал сэппуку, предупреждая наказание, по собственному усмотрению или решению родственников, семья не лишалась его имущества и доходов, а самоубийца добивался оправдания перед судом потомства и заслуживал почетного погребения). Также харакири совершалось в знак пассивного протеста против какой-либо несправедливости для сохранения чести самурая, в виде жертвы во имя идеи или при лишении возможности применения своих профессиональных навыков воина. Часто самураи совершали харакири по самым незначительным и несущественным поводам. Известен случай сэппуку двух самураев из окружения императорской семьи. Оба самурая сделали себе харакири после спора из-за того, что их мечи случайно задели друг друга, когда они проходили по дворцовой лестнице.

Как уже говорилось выше, искусству вспарывать себе живот учили с детства в специальных школах. Способов было несколько, и какой из них применить, зависело в основном от степени самообладания, терпеливости и выносливости самурая. Но при любом из способов самурай должен был так разрезать живот, чтобы окружающие могли увидеть внутренности делающего сэппуку и тем самым "чистоту помыслов" воина.

Живот разрезался дважды, сначала горизонтально от левого бока к правому, затем вертикально от диафрагмы до пупка; существовал также способ вскрытия живота, при котором брюшная полость прорезалась в виде буквы "х". Первым движением был порез от левого подреберья направо вниз. Самым распространенным было вспарывание живота посредством косого разреза слева направо вверх, иногда еще с небольшим добавочным поворотом влево вверх, или в виде двух прорезов, образующий прямой угол. В более позднее время операция харакири была упрощена: достаточно было сделать лишь небольшой разрез или просто ввести малый самурайский меч в живот, используя при этом вес собственного тела. Сэппуку совершалось особым кинжалом для харакири – кусунгобу, имевшим длину около 25 см (кусунгобу считался фамильной ценностью и хранился обычно в токонома на подставке для меча), или вакидзаси – малым самурайским мечом. В случае отсутствия особого орудия для совершения харакири, мог использоваться и большой меч, который брался рукой за лезвие, обмотанное материей. В редких случаях харакири производилось не стальным, а бамбуковым мечом, которым было намного труднее перерезать внутренности. Это делалось для того, чтобы показать особую выдержку и мужество воина.

Сэппуку совершалось, как правило, в положении сэйдза (стоя на коленях, корпус на пятках), одежда, спущенная с верхней части тела, затыкалась под колени. Это препятствовало падению тела навзничь, так как упасть на спину при проведении харакири считалось позором для самурая. Иногда харакири делалось воинами в стоячем положении. Этот способ получил название "татибара".

Совершающий харакири обнажал торс, брал с подставки кусунгобу и двумя руками производил разрез. Чтобы церемонию не испортили корчи самоубийцы – ведь самурай должен был умирать красиво, – при сэппуку должен был присутствовать кайсяку (лучший друг, ученик или родственник), который взмахом меча отрубал умирающему самураю голову.

В конце концов ритуал сэппуку сошел на нет – это случилось одновременно с закатом самурайства. Однако отголосок самурайского обычая звучал еще долго. И если имя первого самурая, совершившего харакири, доподлинно неизвестно, то последним самураем, вскрывшим себе живот, был японский писатель Мисима Юкио (настоящее имя – Хариока Кимитакэ). После неудачной попытки мятежа в 1970 году он в соответствии с традициями вскрыл себе живот, но его кайсяку Морита, который должен был отсечь голову Мисима, смог сделать это только с третьей попытки, после чего тоже распорол себе живот. Кроме самого Юкио Мисима, обряд сэппуку совершили еще семь его последователей.

В статье использованы материалы сайта Путь Самурая

Читайте также

Выбор читателей