России обещаны корейские рабы

Северная Корея должна России около 4 млрд. долларов. В какой степени этот долг будет погашен направлением в Россию тысяч северокорейских рабочих, о чем вроде бы договорились Путин и Ким Чен Ир, пока не ясно

Сегодня лидер Северной Кореи Ким Чен Ир отметился в Санкт-Петербурге, наведя шороху на местных пассажиров электричек. Посещение мемориального кладбища не состоялось: то ли товарищ Ким устал с дороги, то ли его служба безопасности узрела в монументе Родины-Матери хорошее прикрытие для злоумышляющих против отца корейского народа. Зато состоялся торжественный поход в Эрмитаж и на Ленинградский металлический завод.

Почти неделю лидер одного из последних на планете коммунистических государств преодолевал расстояние от Владивостока до Санкт-Петербурга. Для Ким Чен Ира, официально лишь третий раз за время своего правления покидающего страну, подобная поездка является беспрецедентной. Сам Ким говорит, что первым из зарубежных лидеров сумел вот так отметить 100-летний юбилей Транссиба, а заодно и 150-летие "николаевской" железной дороги.

При всей своей закрытости, Ким Чен Ир – любитель преподносить сюрпризы, в том числе относящиеся к разряду политических сенсаций. Его согласие в свое время дать возможность встретится родственникам, проживающим в обеих Кореях, последующий визит в Сеул и некоторые другие нетипичные для северокорейской политики шаги были столь же неожиданны, сколь и обнадеживающи. Еще год назад многим казалось, что на Корейском полуострове вот-вот пойдут процессы, характерные для посткоммунистической эпохи: в Пхеньяне начнутся демократические реформы, а обе Кореи вступят в процесс, схожий с процессом объединения ГДР и ФРГ.

Однако до сих пор подобного не случилось. Ким Чен Ир не форсирует события, и мало кто понимает, выработана ли им вообще какая-либо тактика перед лицом вызовов нынешнего миропорядка. Впрочем, важнее всяких реформ для лидера коммунистической Кореи остается вопрос изоляции в рамках мирового сообщества: его государство, так же как Иран, Ирак, Ливия и Судан, входит в список т.н. "стран-изгоев", иметь дело с которыми и неприлично, и опасно. Северная Корея, с отсталостью которой могут соперничать разве что беднейшие государства африканского континента, остро нуждается в любой помощи, прежде всего продовольственной. Гуманитарных грузов, ввозимых в страну, катастрофически не хватает, и ежегодно сотни тысяч, если не миллионы северокорейцев умирают с голоду.

Статус Северной Кореи как "страны-изгоя" утвержден прежде всего усилиями Соединенных Штатов, обвиняющих это государство в серьезных военных амбициях. До сих пор точно не известно, насколько реальна ракетная угроза со стороны Северной Кореи. Известно только, что становлению этого рода войск в свое время активно содействовал Советский Союз, помогавший коммунистическому Пхеньяну в противовес поддерживаемому США Сеулу. Нищая и умирающая от голода Северная Корея способна, если верить специальному докладу ЦРУ, разработать в самое ближайшее время ракеты, дальности которых хватит для поражения американских объектов на Аляске и на Гавайских островах. Это обстоятельство (или подозрение на него) дает США главный аргумент в пользу развертывания системы национальной противоракетной обороны (НПРО).

Имея в виду позицию России в данном вопросе, нынешний визит Ким Чен Ира мог стать для Северной Кореи и для Москвы обоюдополезным. Корейский лидер явно пытается вести собственную игру, не упустив ни одной из гипотетических выгод. С одной стороны, Россия для не склонного часто путешествовать или общаться с прессой Кима представляет собой своеобразный рупор: позиция Северной Кореи, озвученная высшими лицами Российского государства, становится более весомой, ибо теперь немалая часть ответственности за сказанное лежит именно на Москве. Пхеньяну же чрезвычайно важно установить постоянный диалог с Западом, прежде всего с США, играющими доминирующую роль в регионе. А Штаты прервали переговорный процесс с Северной Кореей сразу же по вступлению в должность президента Буша.

С другой стороны, пресловутые северокорейские ракеты – это не только гипотетическая угроза "цивилизованному миру", но и вполне реальный объект коммерции. Известно, что Северная Корея продает свои ракеты другим "странам-изгоям", вроде Ливии или Ирана. Поскольку данный товар чуть ли не единственная статья экспорта, приносящая в худую казну хоть какие-то деньги, отказываться от своей ракетной программы Ким Чен Ир просто так не станет. Несмотря на то, что северокорейская и российская стороны сделали, кажется, все возможное для того, чтобы подчеркнуть отсутствие каких-либо разговоров на эту тему по существу, очевидно, что Пхеньян продолжает нуждаться в услугах российских специалистов в области ракетотехники, а заодно и матобеспечении своей ракетной программы. В этом плане примечательно паломничество лидера Северной Кореи по ракетно-космическим объектам России: вначале Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева в Москве, затем Центр управления космическими полетами в подмосковном Королеве. Осмотр макета уже почившей в водах Тихого океана станции "Мир" должен был навести гостя не только на мысль о бренности всего рукотворного, но и о дороговизне оного, с коей не справляются даже такие государства как Россия. Неизвестно, был ли подкреплен этот намек конкретными словами при личной встрече в Кремле Ким Чен Ира и Владимира Путина, но в официальных документах нет ни слова о военно-техническом сотрудничестве наших государств.

Что касается России, то близкий к агонии договор о ПРО если что и может спасти, так это убедительные доказательства ошибочности основного посыла американцев об угрозе со стороны "стран-изгоев". И "прирученная" Северная Корея могла бы стать сильным аргументом. Конечно, даже разоружив Пхеньян, Москва вряд ли в силах осадить уже закусившую удила администрацию Буша, похоже, поклявшегося на Библии и Конституции США воплотить идею НПРО в жизнь. Однако у Буша серьезная оппозиция в Сенате, где демократическое большинство требует не связываться с НПРО и не нарушать ПРО. Глава демократов в Конгрессе Ричард Гепхардт тоже против, а ведь, как прогнозируют многие, он один из явных претендентов от демократов на выборах 2004 года. И любой явственный сигнал извне, тем более от России, будет использован демократами с максимальным для нас КПД.

Другое дело, что убеждать в миролюбии и убедить – не одно и то же. Ровно год назад Владимир Путин уже попытался и сильно обжегся. Имея в виду прошлогоднюю осечку, в этот раз российский президент был сдержан, и желание зарядить итоговые документы встречи с Ким Чен Иром оптимизмом по поводу скорого "разоружения" Северной Кореи на сей раз не перевесило осторожности. Да и предъявить что-либо конкретное было бы затруднительно: Пхеньян лишь подтвердил свою готовность сохранять мораторий на запуск баллистических ракет до 2003 года, но, памятуя о долгосрочности программы НПРО, вряд ли эта не столь отдаленная дата может кого-нибудь в администрации США успокоить.

Впрочем, у США зуб на Северную Корею не только из-за ее ракет. О правах человека и говорить не приходится: тут мало кто сомневается в истинном положении дел. Но кроме этого Штаты обвиняют Пхеньян в содействии таким террористическим организациям, как "Японская коммунистическая лига" и филиппинская террористическая группа "Исламский фронт освобождения Моро", которая, якобы, получает от Северной Кореи оружие.

Возможно, что атмосфера секретности из вагонов бронепоезда была привнесена в просторные помещения Кремля, и лишь спустя некоторое время мы узнаем подробности, не вошедшие в официальную "Московскую Декларацию об основных принципах сотрудничества". Нельзя упускать из виду то обстоятельство, что Пхеньян интересует Москву не только как некий инструмент давления на США по вопросу о НПРО. Северная Корея должник России: сумма долга составляет около 4 млрд. долларов. До последнего времени КНДР предпочитала не обсуждать эту тему, да и мы особенно не педалировали этот вопрос, понимая, что вернуть указанную сумму просто невозможно. В какой степени этот долг будет погашен направлением в Россию тысяч северокорейских рабочих, о чем вроде бы договорились Путин и Ким Чен Ир, не ясно. По сути, Пхеньян экспортирует рабов, и вопрос о том, каково качество их работы, остается открытым, несмотря на то, что подобная практика осуществляется по крайне мере с 1995 года.

И последнее: в свете неминуемого в нынешнем столетии объединения двух Корей России очень важно сохранить и приумножить свое влияние в Восточной Азии. В рамках экономического сотрудничества важным шагом в этом плане станет программа соединения Транссиба с Корейским полуостровом: это дало бы возможность направить поток товаров из Азии в Европу транзитом через Россию.

Выбор читателей