"Нашествие"-2001: как это было

...Когда охрипший Шевчук начал одну из самых лиричных вещей группы – "Это всё", мы с грустью начали осознавать, что теперь, наверное, действительно, всё. "НАШЕствие" закрывается до будущего лета

Поскольку в прошлом году фестиваль так удачно вписался в подмосковное Раменское, "Нашествие-2001" без колебаний было решено проводить там же. Состав участников обновился практически наполовину, и в минувшие выходные многие группы в первый, а кто-то, возможно, и в последний в жизни раз выступили перед действительно огромной аудиторией (организаторы умудрились сходу назвать цифру – сто тысяч человек).

День первый

Открывала фестиваль группа "Конец фильма". Конечно, были спеты хиты "Желтые глаза" и "Ночь одиночества", однако больше всего аплодисментов сорвала кавер-версия песни Smokie "Living Next Door to Alice", исполненная в дуэте с питерским музыкантом Михаилом Башаковым. Таким образом, "Нашествие" началось с "Конца...".

Появившиеся следом "Мультfильмы" – в костюмах из полиэтилена, с лицами, густо вымазанными серебрянкой – выступали прямо-таки со звериной серьезностью. Зато "Приключения Электроников" просто очаровали. Ребята именуют себя панками, но их репертуар состоит из кавер-версий с детства известных песенок: "Прекрасное далеко", "Облака", "До свиданья, мой ласковый Миша". Как сказал после выступления солист Дима (Сид): "Это не пионерские и тем более не советские песни, но безусловные хиты. Когда мы задумывали этот проект, основной целью было донести до нынешних 13-15-летних песни нашего розового детства, просто мы решили их сыграть в доступной форме".

Репертуар квазиэпатажного Найка Борзова (в этот раз он был брюнетом) состоял из одних хитов (как он сам считает). "Лошадку" требовали хором громче всех, хором же и пели. И допелись. Не то, чтобы у Макса Покровского свело ногу или еще там что, а только выехал солист одноименной группы к зрителям верхом на лошади. Гарцевал, что твой джигит, на фоне огромного светящегося фаллоса – прошлогодняя "Матная песня" заметно изменила имидж коллектива. Впрочем, королями "матных песен", естественно, были музыканты из "Ленинграда". Группа Сергея Шнурова не стесняется использовать в песнях "местные идиоматические выражения, замешанные на фольклоре".

Но лично мне гораздо понятнее оказалась энергетика "Сплина" и "БИ-2". Обе команды сейчас находятся в совместном туре, прерванном ради участия в "Нашествии". Выступали они друг за другом; хит про "один из не снятых фильмов Феллини" был исполнен в сете "БИ-2" (Саша Васильев специально для этого вышел на сцену еще раз).

Гарик Сукачев свое выступление начал в цивильном костюме и в кепке. Впрочем, довольно быстро кепочку и пиджак он сбросил, снежно-белую рубашку расстегнул, взъерошил волосы и стал привычным бунтарем и хулиганом. Исполняя песенку, посвященную неким мужским проблемам, неистовый Сукачев сбросил и штаны и попытался засунуть микрофон в трусы. Когда позднее его спросили, отчего он так поступил, Гарик, улыбнувшись, ответил: - "Да, у меня тоже мелькнула мысль, зачем я это делаю...". Что касается впечатлений, Гарик заметил, что на фестивале присутствует много молодых групп и пожелал "чтобы у них в этом году был хороший урожай винограда и вино вышло не кислым".

Сет Юлии Чичериной начался с того, что гитарист Дрофф вынес на сцену кремовый торт и вручил его Юле в честь грядущего дня рождения (7 августа, кажется). Торт до праздника не дожил. Спев пару песен, мадмуазель Чичерина запустила подарком в физиономию дарителя. Дрофф в долгу не остался, и некоторое время они увлеченно гонялись друг за другом по сцене под аккомпанемент остальных музыкантов. К журналистам Чичерина и Дрофф так и вышли перемазанные в креме:

– Скажите, это был продуманный ход или экспромт?
Дрофф: Я просто хотел торт подарить...
Чичерина: Нельзя поздравлять заранее, он был наказан!
– Как вам нынешний фестиваль и где вам больше нравится выступать – перед большой аудиторией или в маленьких клубах?
Чичерина: Сегодня у нас, кажется, ничего не сломалось, поэтому все замечательно. А выступать лучше в больших залах, потому, что в клубах публика стоит слишком близко, мне это не очень нравится...

По поводу выступления "Танцев Минус" лучше всего высказался лидер группы Вячеслав Петкун: "Здравствуйте ... детишки! Впечатления от сегодняшнего выступления очень хорошие, фестиваль – замечательный, радиостанция – супер, вы – красивые, звук – отличный, выступившая группа самая лучшая, все было очень хорошо, погода замечательная, дождя не было, не очень жарко и не холодно, все – зае...ись!.." Добавить, пожалуй, нечего.

В багаже "Чайфов" найдется десятка три абсолютных хитов, поэтому расписать программу на час-пятнадцать – час-двадцать для "гордости уральского рока" особого труда не составляет. Собственно, так и планировалось, однако в силу ряда причин выступление группы затянулось еще на полчаса. Стотысячный стадион пел хит за хитом, иногда перекрывая голос Шахрина из динамиков. Не зря некоторые считают эту группу №1 в России. Скорее всего, в своем жанре так оно и есть...

Начало смеркаться, когда ведущий наконец объявил выступление группы, которую некоторые ждали с самого утра: "АРИЯ"! – и ответный рев зрительской толпы был вполне сопоставим с мощью звукового давления, которым "Ария" обрушилась на ипподром Раменского... Выступление сопровождалось настолько шумной реакцией фанатов (которых было предостаточно), что терпение бойцов ОМОНа лопнуло и они ввязались в потасовку на поле. Меня, кстати, всегда удивляло, как в темноте и тесноте можно вычислить зачинщиков беспорядка... Вошедшие в раж бойцы махали дубинками без особого разбора. Правда, побоище прекратилось достаточно быстро, с появлением большого милицейского начальника.

Это был единственный серьезный инцидент (но лучше бы его не было!). А "Ария", начав с песен с нового альбома, вскоре пригласила на сцену музыкантов симфонического оркестра и в их сопровождении исполнила "Потерянный рай". Затем – "Древнерусский Воин", "Жанна...", "Воля и разум" – и первый день фестиваля завершился выставкой достижений пиротехники.

День второй

Второй день фестиваля совпал с днем рождения одного из организаторов "Нашествия" – Михаила Козырева. Первыми поздравили именинника "Ночные снайперы". Сложно понять, что двигало организаторами, поставившими первыми именно эту группу. Наверно, решили, что две хрупкие девушки, солистка Диана Арбенина и скрипачка Светлана Сурганова, вместе с мощной ритм-поддержкой гитариста, басиста и барабанщика – как раз то, что нужно для 11-ти Yтра, чтобы не только разбудить, но и зажечь по полной программе отходящую после вчерашнего публику. Проблема была только в том, что не все любители рок-н-ролла успели на выступление "снайперш".

А посмотреть и послушать было что! Хиты "Рубеж" и "31-я Весна", несколько новых песен и изумительная "Кошка", которую вместе со "Снайперами" пел весь ипподром. Обаяние девушек "вытягивает" любые их выступления, невзирая даже на не очень сильный голос Дианы Арбениной. После выступления "Ночные снайперы" подверглись настоящей атаке пишущей братии.

Светлана Сурганова согласилась ответить и на несколько вопросов "Yтра":

– Как вам выступление на "Нашествии"? Почему, кстати, оно проходило так рано?
– Я не знаю, почему оно было так рано, но первыми нам очень понравилось выступать. Такое ощущение, будто не открываешь второй день фестиваля, а выходишь на свой сольный концерт.
– А как же фанаты – многие из них, видимо, не успели...
– Нет, они все были предупреждены заранее. Да вы и сами видели, что творилось на нашем выступлении.
– Ваши творческие планы на ближайшее время.
– Запись сингла. А потом запремся в студии, начнем писать новый альбом. Переиздание на CD старых альбомов? Да, хотелось бы.
– Московские поклонники "НС" уже соскучились по вашим выступлениям в столице. Когда вы наконец порадуете их сольным выступлением?
– 24 августа будет концерт в клубе "Свалка". А в октябре – большой сольный концерт в Питере, в ДК Ленсовета.
– Светлана, а вам не кажется что более раннее творчество "Снайперов", так называемый "период акустики", заметно интереснее нового материала? Тем не менее, всеобщее признание группа получила после нового альбома, "Рубежа"...
– Я не буду сейчас пытаться анализировать, что лучше, что хуже. Но старые песни мне очень даже нравятся, я до сих пор их с удовольствием слушаю, часто мы исполняем песни с первых альбомов на концертах. Есть вечные темы, есть вечные песни.
– Популярность, которая резко обрушилась на группу, пошла вам на пользу или во вред?
– Не знаю. Могу сказать только, что это тяжелое бремя. Я раньше думала, что все очень просто: есть ли популярность, нет ли, твоя жизнь от этого почти не меняется. Ни черта подобного. Чтобы все это вынести, нужно быть психологически очень сильным человеком. От этого всего можно довольно быстро свихнуться...
– Но мы можем быть уверены, что ваш творческий союз еще минимум несколько лет будет радовать почитателей "Ночных снайперов" новыми и старыми песнями?
– Да, безусловно. Я думаю, что надо просто хранить и беречь то, что в течение долгих лет нажито непосильным трудом. (Смеется)

После триумфа "Снайперов" последовало довольно пресное выступление "Башаков Бэнда", "Тотала", еще более невразумительные "Кукрыниксы" (вроде бы панки, а вроде как и нет...) – ребята зажгли ипподром цоевской "Скоро кончится лето", но вот композиции их собственного сочинения показались довольно скучными. Группа "Торба на круче" заставила вспомнить о старом добром Radiohead образца 1995-1997 годов. Хорошо принимали "Пилота" с его "Братишкой", безбашенных девиц-панкушек из "8-й Марты", представителей "кришна-кора" команду "Небо здесь". Питерский "Пилот" находится под явным влиянием Кости Кинчева и Юрия Шевчука, которые активно поддерживают группу.

Ну и молодая екатеринбургская команда "Сансара", которая, похоже, уже имеет своего слушателя не только на исторической родине, но и в столице. Недавно группой заинтересовался Владимир Шахрин, ставший продюсером третьего альбома "Сансары".

Лидер группы Саша Лебедев (вокал, гитара) ответил на несколько вопросов "Yтрa":

– Как вас приняли на "Нашествии" в этом году?
– Лучше, чем в прошлом. Все-таки год назад нас почти никто не знал, а теперь одну-две песни, звучавшие в эфире "Нашего радио", уже узнают и принимают хорошо.
– Интересно, почему во второй день "Нашествия" практически нет московских групп – в основном коллективы из Питера, ну и парочка представителей Екатеринбургского рок-клуба?
– Я так понял, это связано с ДДТ – Юрий Шевчук выбирал команды для второго дня... Правда, что до нас – мы вчера попросту не могли играть, у нас концерт был третьего, мы в Москву только вчера приехали.
– У вас очень необычный вокал, "пришептывающий" – многие считают, что фишка группы именно в вашем голосе...
– Ну, специально я с голосом ничего не делал – у меня он изначально такой. Говорите, похож на Леню Федорова? Мне очень нравится, что делает "АукцЫон", а еще больше – что делает Леня Федоров в сольной программе. Но вряд ли это увлечение могло сказаться на моем творчестве. Быть может, раньше, но не сейчас.
– Какие планы на ближайшее время?
– Альбом записываем. Сейчас уедем обратно в Екатеринбург, засядем в студии...

Честно признаться, программа второго дня "Нашестия" немного удивила. Если в первый день в Раменском отыграл добрый десяток мега-звезд (в числе которых "Сплин", "Би-2", Сукачев, "Ария", "Чайф"), то во второй день под это определение с натяжкой можно было подогнать две-три группы. Выступали в основном либо вообще не известные широкому зрителю команды, либо известные в довольно узкой тусовке. Возможно, на следующем "Нашествии" кто-то из них будет выступать уже в ранге завсегдатаев фестиваля, как, например, "Сансара", "Пилот" или "Смысловые галлюцинации", разбавившие собой утренне-дневные выступления дебютантов. "Поражает засилье панк- и псевдо панк-музыки. В чем причина? Мне кажется, стоит подумать об этом. Говорят, программу сформировал светоч российского рок-н-ролла Юрия Шевчук. Стоит задать ему этот вопрос...", – поделилась впечатлениями знакомая журналистка.

Да, похоже что сегодня панк-рок переживает вторую молодость – по крайней мере в России. Когда на сцену вышла группа "Король и Шут", значительная часть публики взревела от восторга. Интересно, что творчество "КиШ" особой популярностью пользуется у 13-16 летних подростков. Видимо, ребятишкам слишком мало рассказывали в детстве сказок про водяных, кикимор и леших, и вот теперь они наверстывают упущенное...

Появившиеся следом на сцене "Смысловые галлюцинации" на рок-сцене далеко не новички, хотя широкую известность получили совсем недавно, внеся свою "вечно молодую" и "вечно пьяную" лепту в саундтрек "Брата". Сегодня группа играет почти что гитарную психоделию, не последняя роль в которой принадлежит мощной клавишной "подсветке".

И вновь – Питер. Порадовала интересным выступлением группа "Tequilajazz". Пожалуй, это одна из немногих команд, которые впрямую попадают под определение "альтернатива". Их выступление запомнилось еще и потому, что в нем не прозвучало ни одного раскрученного хита; позднее бас-гитарист Евгений Федоров объяснил, что они сознательно пошли на этот шаг и сыграли только "неформат" (вещи, не попадающие в эфир радиостанций), чтобы слушатели могли составить истинное представление о группе. По этой же причине, сказал Федоров, "Текила" забраковала почти готовый альбом (возможно, материал будет включен позднее в какой-либо саундтрек). В настоящее время активно идет работа над новой – "совершенно другой" – пластинкой, выход которой планируется 1 января 2002 г.

Агрессивный панк "НАИВов", выступавших предпоследними, отмечен четырьмя особенно удачными номерами – "Песенка бременских музыкантов" со слегка подкорректированным текстом, "Мама-Анархия" (Саша "ЧаЧа" Иванов особенно подчеркнул для некоторых поклонников, что песню написал Виктор Цой), и две собственные разработки – "Когда я перестану пить..." и "Пошли все в ж...!".

И все же главным событием второго дня, да и всего "Нашествия-2001" стал двухчасовой сет "ДДТ". Поскольку с журналистами Юрий Шевчук не общался, выступление "ДДТ" уместнее назвать "special guest". Хотя, так ли важно в данном случае название, если поклонники со всей страны смогли увидеть выступление одной из самых сильных и противоречивых групп отечественного рока. Шевчуку не нужны декорации и грим, всю программу он отпел-откричал в майке и штанах цвета хаки... Он сам – актер своих песен, и, исполняя их, не щадит себя.

Особый блок составили песни 80-х – "Не стреляй", "Глазища" (превращенная в мощный хард-рок), "Фонограммщик", "Родина" – последней яростно подпевал весь стадион. Когда же зал настойчиво стал требовать "Осень", Шевчук, усмехнувшись, заметил: "Если бы вы знали, как нам надоела эта "Осень" – повезло же написать хоть одну народную песню...", – и заиграл первые аккорды другой – "Последней Осени", встреченной, впрочем, с не меньшим энтузиазмом. Дважды Шевчук порывался закончить концерт, помня, что из Раменского еще многим домой добираться, но аудитория неожиданно проявила сплоченность, заявив, что пойдет в Москву хоть пешком...

А когда охрипший Шевчук начал одну из самых лиричных вещей группы – "Это всё", мы с грустью начали осознавать, что теперь, наверное, действительно, всё. Фестиваль закрывается до будущего лета. Но наверняка большинство зрителей надеются вновь увидеться через год. Здесь же, на российском Вудстоке.

Выбор читателей