Иномарки "прищучат" с нового года

Россию собираются избавить от "заграничного хлама". С 1 января 2001 г. таможенные пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства старше 7-летнего возраста будут приравнены к пошлинам на новые машины

То, чего с ужасом ожидали российские автолюбители и те, которые только собирались ими стать, кажется, свершилось. На совещании в Доме правительства была принята рекомендация правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, согласно которой с 1 января следующего года таможенные пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства старше семилетнего возраста будут приравнены к пошлинам на новые машины. Основным проводником идеи избавления России от "заграничного хлама" выступил вице-премьер Илья Клебанов, замещающий находящегося в отпуске Михаила Касьянова (вряд ли сам премьер хочет, чтобы данные меры ассоциировались с его именем, другое дело – Клебанов).

Об официальной мотивации этого решения в последнее время говорилось достаточно, однако напомним вкратце еще раз. По словам Клебанова, предлагаемые меры направлены на предотвращение попадания в Россию старых, экологически и технически небезопасных автомобилей. Во-первых, с 1 января 2006 года (!) в ЕС вступает в действие закон, согласно которому автомобили старше семи лет должны будут утилизироваться за счет производящих их компаний. Согласно элементарной логике, это должно привести к тому, что не желающие бесплатно прессовать старые "Фольксвагены" и "Фиаты" капиталисты приложат все силы для того, чтобы вышеупомянутый "хлам" оказался подальше от границ цивилизованной Европы. Причем, желательно, своим ходом. Не вызывает сомнений, что осесть все это европейское старье должно будет на бескрайних просторах СНГ. Во-вторых: подержанные иномарки этого возраста находятся в одном ценовом диапазоне с новыми российскими автомобилями, а значит – конкурируют с ними, затрудняя развитие отечественного автопрома.

Не секрет, что предлагаемые меры были доведены до сведения правительства и президента, а затем активно поддержаны представителями основных российских автозаводов. Причем первые, столкнувшись с неприкрытым лоббизмом, повели себя странно, приняв фактически без возражений предложения автопромышленников. Единственным, кто попытался хоть как-то сохранить хорошую мину, оказался президент, из уст которого прозвучало несколько возражений, типа: "нельзя ограничивать возможность граждан на приобретение импортной техники" или "сколько можно производить технику вчерашнего дня". Возражения президента автопромышленники неоднократно цитировали и в итоге благополучно проигнорировали. Зато на Гаранта Конституции теперь уж вряд ли может пасть тень подозрения в пособничестве протекционизму. Слова-то, как ни верти, были сказаны правильные, ну а что произошло потом – дело, поди, не президентское. Опять же, всегда под рукой Клебанов, который, похоже, в России сегодня "в ответе за все".

Насколько сильны официальные доводы – вопрос, безусловно, риторический. Правда, удивляет, почему вводить заградительные пошлины на б/у автомобили надо уже сейчас, если ожидаемый поток старья из Европы сформируется еще года через три-четыре (ближе к 2006 г.)? В том, что десятилетняя – не говоря уже о семилетней – западноевропейская машина в подавляющем большинстве случаев даст фору самым последним российским "изделиям", сомневаться не приходится. А если исходить из каких-то технических и экологических требований, которым якобы не соответствуют семилетние "Фиаты", "Ауди" и пр., тогда следовало бы оставаться до конца последовательными и наравне с европейским "хламом" пускать под пресс только что сошедшие с конвейера "Москвичи" и "Волги".

Тезис о том, что засилье иностранной автомобильной техники не дает развиваться отечественному автопрому, тоже не выдерживает никакой критики. Так, в прошлом году доля продаж отечественной автомобильной техники в среднем по России (не путать с крупными городами) составила порядка 80%, что на "засилье" никак не тянет. Дело тут в том, что российский автомобильный рынок продолжает расширяться год от года и российским автопромышленникам не хочется терять проходящие мимо них деньги.

Что касается конкуренции между старыми европейскими и новыми российскими автомобилями, вообще-то, по всем законам экономики, именно она и должна способствовать повышению качества российской продукции. В сегодняшней ситуации не идет речи о каком-то демпинге, который действительно мог бы идти во вред отечественному производителю. Автомобили конкурируют преимущественно только в категории "цена и стоимость содержания"; по другим параметрам (к примеру, технические характеристики, безопасность, качество и экологичность) российские машины "вне конкуренции".

Таким образом, налицо открытое желание российского автомобильного лобби подмять под себя весь растущий российский рынок, причем отнюдь не рыночными методами.

А говорить в оправдание громкие слова о "реальном возрождении российского автопрома" бессмысленно, и это, похоже, понимают даже сами производители. В последние годы мировое автомобилестроение сделало огромный качественный шаг вперед и находится на таких высотах, которых объективно никаким "Москвичам" и "Газелям" не достигнуть. В условиях международной кооперации и разделения труда в современном глобализованном мире сам процесс конструирования и производства автомобилей не имеет ничего общего с происходящим в цехах и КБ российских заводов. Повышение качества производства нынешних моделей российских автомобилей под большим вопросом, учитывая сложившуюся культуру производства и отсутствие достаточного количества средств. Единственный путь, по которому может пойти российский автопром, чтобы предоставить потребителю изделие, хоть сколько-то соответствующее современному понятию об автомобиле, – это производство устаревших в развитых странах моделей автомобилей. Наличие определенной производственной базы и опытного персонала на крупнейших автозаводах может позволить вести не банальную "отверточную сборку", а куда более углубленный производственный процесс. Как бы непатриотично это ни звучало, но это так.

Однако возрождение или перерождение отечественного автопрома – дело достаточно абстрактное. Пока же хотелось бы прикинуть, во что выльется для обывателя нынешний протекционизм. Выбивание конкурентов из ценовой ниши "Самар" и "Волг" (говорить про "Москвичи" как-то даже неудобно) скорей всего позволит российским производителям несколько поднять цены на свою продукцию. Это более вероятно, нежели увеличение производства, хотя последнее тоже возможно.

Что касается подержанных иномарок, цены на которые, по-видимому, начнут расти уже очень скоро, то их импорт примет привычные "серые" и "черные" формы и – не исключено – станет еще более криминализированным, нежели сейчас.

Выбор читателей