Пояс Венеры и ложная девственность. Ч. 1

С точки зрения церковной морали, доставшейся Ренессансу от средних веков, девушка должна была выйти замуж непременно девственницей. Именно на то время падает расцвет фабрикации искусственной девственности

"Законы природы важнее всего. Природа ничто не создала даром и снабдила нас благородными органами не для того, чтобы мы ими пренебрегали, а для того, чтобы мы ими пользовались".
(Боккаччо Дж. Декамерон)

Брак – это такая штука, о которой даже самый закоренелый холостяк хотя бы раз в жизни подумывал (пусть даже и с ужасом). Общепризнанно браки делятся на две большие категории – по любви и по расчету, причем последние как будто бы древнее первых, так называемых свободных браков. В самом деле, наши предки предпочитали заключать браки между представителями одного сословия, среди равных по знатности и состоятельности. Все остальное – постыдный мезальянс. О браке заботились умудренные опытом родители, а вовсе не дети – потенциальные женихи и невесты, у которых не выветрилась еще из прелестных головок ромео-джульетная дурь. Средневековый брак кажется нам ныне ничем иным, как сделкой, в которой любви не место, а совместное пользование постелью – сплошное лицемерие ради произведения на свет наследника. Вплоть до XVII века сохранялся в Европе древний обычай разделения ложа: брак считался заключенным с того момента, как супруги "накрылись одним одеялом", то есть вместе легли в постель – в присутствии свидетелей и священника. При королевских и княжеских дворах Европы эта церемония превратилась в публичное заключение межгосударственного договора, и частенько вместо жениха под одеяло к осчастливленной невесте влезал специально уполномоченный посланник при полном параде. Брак при этом считался юридически заключенным, приданое невесты переходило в соответствующие руки, а брачная ночь откладывалась "на потом".

Но, несмотря на подобные курьезы, считать средневековый брак чем-то формальным и чуть ли не фиктивным – большая ошибка. Наоборот, средневековый человек был порой куда разумнее нынешнего: в феодальную эпоху очень тщательно выбирали себе партнеров по браку, руководствуясь отнюдь не только экономическими интересами, но и физическими достоинствами друг друга. Сделка сделкой, а дети-то ведь не от Святого духа рождаются! В Европе очень распространен был обычай "пробных ночей", продержавшийся до XVIII века, особенно в деревнях, и чрезвычайно удобный для решения добрачных сексуальных проблем. "Пробные ночи" – это именно то, что вы подумали, то есть ночные посещения парнем девушки с целью проверить, подходит ли она для брака. Деревенский этикет требовал, чтобы парень влезал к своей избраннице через окно под крышей, а она соблюдала бы известную постепенность в процессе проверки: в первую ночь нужно было быть совершенно одетой и смущенной, а там уж... Если с одним партнером ничего не выходило, можно было попробовать с другим, но слишком часто менять их считалось неприличным. Если наступала беременность, парень и девушка автоматически становились женихом и невестой и молниеносно вступали в брак. В среде крупного немецкого бюргерства "пробные ночи" тоже случались; они могли даже послужить поводом для судебного разбирательства. Одно такое судебно-любовное дело затеял в конце XV века знатный нюрнбергский патриций Зигмунд Штромер против не менее знатной патрицианки Варвары Лёффельгольц. Он обвинил ответчицу в том, что та провела с ним шесть ночей, а потом отказалась выходить за него замуж, на что Варвара возражала, что во время посещений истца "ничего предосудительного не совершалось". Что она имела в виду – осталось за кадром судебных документов, потому что ухаживания в те времена были куда как откровенны!

В самых высокопоставленных кругах Европы обычай добрачного "испытания" в эпоху Ренессанса также был в большом ходу. Свидетельства этого можно найти не только в изящной рыцарской литературе, но и в исторических документах, причем порой в весьма грубой форме. Император Фридрих II после помолвки с принцессой Леонорой Португальской получил от ее дяди, короля неаполитанского Альфонса, следующее послание: "Ты увезешь мою племянницу в Германию, и если она тебе не понравится, то ты ее пошлешь обратно или бросишь ее и женишься на другой, поэтому устрой брачную ночь уже здесь, чтобы, если она тебе понравится, ты мог бы взять ее с собою как приятный товар, а если нет, то оставить ее нам как обузу". Дяде очень не хотелось тратиться на обратную доставку принцессы, и он предложил жениху попробовать ее на месте, а там уж думать, заключать ли брак! Как известно, это испытание имело положительный результат, но бывало, что всё заканчивалось полным конфузом. В 1378 году граф Иоганн IV Габсбургский устроил полугодовую проверку Герцлауде фон Раппольдштейн, после чего дама заявила, что на протяжении всего этого срока граф "не обнаружил своей мужественности" (читай: оказался импотентом), о чем была составлена соответствующая бумага, переданная даме, дабы не уронить ее чести в глазах других претендентов. Одним словом, "пробная ночь" и официальное "разделение ложа" – это две совершенно различных церемонии, и первая не обязательно влекла за собой второе. И именно потому, что короли – тоже люди и не хотят иметь жен, не возбуждающих их сексуального аппетита.

Но самое интересное во всем этом то, что, с точки зрения общепринятой (церковной) морали, доставшейся Ренессансу от средних веков, девушка должна была выйти замуж непременно девственницей! "Лучше иметь на ложе ежа, чем невесту, лишившуюся своей невинности", – говорит автор "Freidank`а", немецкой книжечки о правилах брака. Потерявшая девственность не имела права украшать себя венком – "почетной короной девственности", а должна была венчаться в вуали. В различных местах Европы существовали самые разные обычаи публичного порицания – на что только способна человеческая фантазия! В Ротенбурге церковная епитимья заключалась в том, что жених-совратитель должен был три воскресенья подряд возить свою невесту в соломенном венке к паперти на тачке, а народ в это время забрасывал их грязью. И это при том, что после их женили, дети считались законными и вообще все нормально – но сам факт! Ослушники должны быть заклеймены, и все тут. В других местах применялись телесные наказания, разрешение играть свадьбу только в неблагополучные, "дьявольские" дни, существовали ограничения в количестве гостей, свадебных блюд и длительности самой свадьбы. Кроме того, молодые должны были уплатить денежный штраф, причем третья часть его доставалась доносчику – а как иначе община Господа узнала бы о прегрешении и тайном позоре? Ничто не может быть хуже публичного скандала – и поэтому так долго и упорно сохранялся обычай вывешивать на следующий день после свадьбы в окне или на дверях дома простыню со следами крови: чем крупнее следы, тем выше слава невесты как девственницы!

Наказания были столь строги, церковные обличения столь ужасны, страх перед скандалом практически непобедим! У неискушенного читателя может возникнуть впечатление, будто все девушки выходили замуж чистыми как ангелы. А вот и не угадали! – воскликну я с видом фокусника, вытаскивающего из цилиндра неизменного зайца. На знаменитую – и невероятно жадную до сексуальных утех – эпоху Ренессанса падает расцвет фабрикации искусственной девственности. Все аптекари и продавцы специй торговали мазями, позволяющими девушке прослыть образцом целомудрия. Немного актерского таланта – и каждый следующий любовник будет убежден в своем первенстве, а также заработает чувство вины и ответственности за дальнейшую судьбу якобы совращенной. Главное – соблюсти внешние приличия и не забыть после свадьбы вывесить напоказ окровавленную простыню. Гораздо более сложной оказывалась проблема нежданной беременности – но и тут находились люди, успешно сколачивающие капиталец на помощи нуждающимся. Список средств, практиковавшихся в эпоху Ренессанса против "задержки кровей", включает около 250 названий – как правило, это настои из тех или иных трав, вызывающих менструации. Особенно ценился донской можжевельник – довольно опасное, кстати говоря, средство. Его называли "пальмой девственности" и "детоубийцей" и старательно культивировали в каждом саду. Как гласит норвежская поговорка: "Не одна девица обязана только этому кусту, если считается целомудренной". Да, тяжко приходилось в те времена тем, кто жаждал интимных наслаждений.

Окончание следует

Выбор читателей