Как "бороться" с коммунальной реформой. Ч. 1

Мы не можем предотвратить повышение оплаты жилья, которое, увы, неизбежно, т.к. иначе дома в наших городах начнут рушиться без всяких терактов

Хотим мы этого или не хотим, но реформа ЖКХ надвигается неотвратимо. В наше сознание пытаются вбить два постулата: а) платить больше нам не придется – во всяком случае, тем, кто живет на тесных метрах муниципальных домов и считает рубли до зарплаты; б) мы сможем уменьшить свои расходы на жилье при одновременном повышении качества услуг, так как получим возможность сменить РЭУ на более добросовестных мастеров.

Что касается постулата номер один, то, во-первых, процент квартплаты, который мы должны выложить из своей зарплаты, слишком уж разнится у разных ответственных лиц – от 13% до 23%. Согласитесь, разница есть. К тому же дружно замалчивается вопрос о том, что будет входить в эти самые проценты. Входит ли, например, в расчет субсидий плата за электроэнергию? Если нет, то владельцы газовых и электрических плит окажутся в неравном положении: первые платят за газ в общей сумме квартплаты, а вторые оплачивают работу своей "кормилицы" в общем счете за электроэнергию – которая, судя по высказываниям руководителей РАО ЕЭС, просто обязана в ближайшее время подняться в цене в 2-4 раза. Конечно, может случиться чудо, и хоть одна реформа в нашем многострадальном отечестве пройдет не за счет сдирания с нас семьдесят седьмой шкуры, но не стоит на это слишком рассчитывать.

Второй постулат, о возникновении конкуренции, во многом справедлив. Мы сможем сменить неумелого и вечно пьяного сантехника РЭУ и неуловимого дворника на более добросовестных работников. То же касается обслуживания лифтов, уборки подъезда, ремонта и проч. Но вот водопровод, канализация, водоснабжение, тепло и электричество останутся в прежних руках, потому что все эти магистральные подводки являются локальными естественными монополиями. Между тем сегодня именно локальные монополии повышают цены на свои услуги куда быстрее энергетиков или железнодорожников. А так как государственный контроль за ними осуществляется только на муниципальном уровне, нередки ситуации, когда в двух соседних городах цены на воду и тепло отличаются в разы. Правда, сейчас власти рассматривают варианты усиления государственного контроля за локальными естественными монополиями.

Мы не можем предотвратить повышение оплаты жилья, которое, увы, неизбежно, т.к. иначе дома в наших городах начнут рушиться без всяких терактов. Но защитить свои права в споре с РЭУ и прочими любителями забирать наши денежки за халтурную работу – наша прямая обязанность.

Между прочим, в плане соблюдения прав потребителей жилищно-коммунальная сфера является одной из наиболее неблагополучных. Количество письменных и устных жалоб граждан постоянно растет.

На что жалуемся? В первую очередь – на качество предоставляемых услуг. Плохое отопление, еле теплая "горячая" вода, перепады напряжения в электрической сети, протечки кровли, промерзание стен, непредоставление коммунальных услуг из-за неисправностей тепло-, газо-, электросетей и оборудования и т.д. Как правило, нарушения качества приводят к причинению вреда имуществу граждан, поэтому если в результате протечек из-за дырявой крыши у вас отсырели стены или развалился любимый диван, смело можете требовать возмещения ущерба за испорченное имущество.

При этом вам наверняка скажут, что денег нет, ваш дом обветшал, трубы прогнили и проч. Все это, как говорится, имеет место быть, но проверки показали, что чаще всего дело в элементарной халатности работников домоуправлений: не осуществляется технический контроль состояния тепло-, газо-, водо- и электросетей и оборудования, не проводятся профилактические осмотры и текущий ремонт мест общего пользования, сетей и оборудования для оказания коммунальных услуг. Практика рассмотрения территориальными управлениями МАП России обращений граждан показала, что в основном исполнителями жилищно-коммунальных услуг принимаются меры к устранению недостатков после обращений граждан в связи с возникновением неисправностей (аварийных ситуаций), а профилактические работы практически не проводятся.

Например, согласно заключению Государственной жилищной инспекции, по результатам обследования, проведенного в Архангельске, 325 строений жилищного фонда города следует признать непригодными для постоянного проживания в связи с отсутствием надлежащего технического обслуживания и содержания. Заметьте, не потому, что дома старые, а потому, что работали жилищники спустя рукава, городу придется строить новые дома для переселения жильцов!

В значительной мере такая ситуация складывается из-за отсутствия в правовых актах, регулирующих отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, перечня конкретных работ, проведение которых входит в обязанности исполнителей – в частности, проведение технического обслуживания сетей, мест общего пользования в многоквартирных домах и жилых помещениях граждан, сроки выполнения профилактических осмотров, текущего ремонта и т.п. Как правило, не конкретизируются обязанности исполнителя и тогда, когда жильцы заключают договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг.

Конкуренция, конечно, вещь полезная, но даже если после реформы ЖКХ вы по-прежнему будете надеяться на совестливость обслуживающей ваш дом организации, вряд ли что-то изменится к лучшему. Кстати, поменять "обслугу" можно и сейчас – там, где есть кондоминиумы или товарищества. Дело это пока хлопотное, дорогое, но возможное. Во всяком случае, хронически протекающая крыша "элитного" дома того стоит. И пропишите в договоре с теми, кто возьмет ваш дом на обслуживание, все нюансы ваших взаимоотношений – в том числе перечень конкретных работ и сроки их выполнения.

А вот вторая, ныне все увеличивающаяся, часть жалоб на отключение подачи тепла, электроэнергии, воды зависит от неоплаты ресурсоснабжающим организациям за оказанные ими услуги организациями, которые эти услуги предоставляют нам – то есть теми же жилищниками.

Такие отключения стали возможными в связи с тем, что в отношении абонента-гражданина организация, осуществляющая ресурсоснабжение по договору с ним (наймодатели, службы заказчика, жилищно-эксплуатационные организации и др.), законодательством (ГК РФ) не наделена правом в случае неоплаты ресурсов прекращать в одностороннем порядке их подачу, а в отношении абонентов-организаций, осуществляющих ресурсоснабжение граждан, ресурсоснабжающая организация на основании статей 523 и 546 ГК РФ вправе отказаться от исполнения договора и прекратить ресурсоснабжение или его ограничить.

Получается такая картина: некоторые несознательные граждане не платят квартплату, домоуправление, соответственно, не доплачивает местной ТЭЦ или водоснабжающей организации, те отключают неплательщика, коим для них является вовсе не несознательный гражданин (да и как отключишь его, например, батареи?), а домоуправление-должник. В результате страдают и добросовестные плательщики. Этой проблемой озаботились еще задолго до кризиса в Приморье, но воз и ныне там. А мода на отключения, введенная Чубайсом, захватывает всё новые и новые регионы.


Окончание следует

Выбор читателей