Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
Что касается постулата номер один, то, во-первых, процент квартплаты, который мы должны выложить из своей зарплаты, слишком уж разнится у разных ответственных лиц – от 13% до 23%. Согласитесь, разница есть. К тому же дружно замалчивается вопрос о том, что будет входить в эти самые проценты. Входит ли, например, в расчет субсидий плата за электроэнергию? Если нет, то владельцы газовых и электрических плит окажутся в неравном положении: первые платят за газ в общей сумме квартплаты, а вторые оплачивают работу своей "кормилицы" в общем счете за электроэнергию – которая, судя по высказываниям руководителей РАО ЕЭС, просто обязана в ближайшее время подняться в цене в 2-4 раза. Конечно, может случиться чудо, и хоть одна реформа в нашем многострадальном отечестве пройдет не за счет сдирания с нас семьдесят седьмой шкуры, но не стоит на это слишком рассчитывать.
Второй постулат, о возникновении конкуренции, во многом справедлив. Мы сможем сменить неумелого и вечно пьяного сантехника РЭУ и неуловимого дворника на более добросовестных работников. То же касается обслуживания лифтов, уборки подъезда, ремонта и проч. Но вот водопровод, канализация, водоснабжение, тепло и электричество останутся в прежних руках, потому что все эти магистральные подводки являются локальными естественными монополиями. Между тем сегодня именно локальные монополии повышают цены на свои услуги куда быстрее энергетиков или железнодорожников. А так как государственный контроль за ними осуществляется только на муниципальном уровне, нередки ситуации, когда в двух соседних городах цены на воду и тепло отличаются в разы. Правда, сейчас власти рассматривают варианты усиления государственного контроля за локальными естественными монополиями.
Мы не можем предотвратить повышение оплаты жилья, которое, увы, неизбежно, т.к. иначе дома в наших городах начнут рушиться без всяких терактов. Но защитить свои права в споре с РЭУ и прочими любителями забирать наши денежки за халтурную работу – наша прямая обязанность.
Между прочим, в плане соблюдения прав потребителей жилищно-коммунальная сфера является одной из наиболее неблагополучных. Количество письменных и устных жалоб граждан постоянно растет.
На что жалуемся? В первую очередь – на качество предоставляемых услуг. Плохое отопление, еле теплая "горячая" вода, перепады напряжения в электрической сети, протечки кровли, промерзание стен, непредоставление коммунальных услуг из-за неисправностей тепло-, газо-, электросетей и оборудования и т.д. Как правило, нарушения качества приводят к причинению вреда имуществу граждан, поэтому если в результате протечек из-за дырявой крыши у вас отсырели стены или развалился любимый диван, смело можете требовать возмещения ущерба за испорченное имущество.
При этом вам наверняка скажут, что денег нет, ваш дом обветшал, трубы прогнили и проч. Все это, как говорится, имеет место быть, но проверки показали, что чаще всего дело в элементарной халатности работников домоуправлений: не осуществляется технический контроль состояния тепло-, газо-, водо- и электросетей и оборудования, не проводятся профилактические осмотры и текущий ремонт мест общего пользования, сетей и оборудования для оказания коммунальных услуг. Практика рассмотрения территориальными управлениями МАП России обращений граждан показала, что в основном исполнителями жилищно-коммунальных услуг принимаются меры к устранению недостатков после обращений граждан в связи с возникновением неисправностей (аварийных ситуаций), а профилактические работы практически не проводятся.
Например, согласно заключению Государственной жилищной инспекции, по результатам обследования, проведенного в Архангельске, 325 строений жилищного фонда города следует признать непригодными для постоянного проживания в связи с отсутствием надлежащего технического обслуживания и содержания. Заметьте, не потому, что дома старые, а потому, что работали жилищники спустя рукава, городу придется строить новые дома для переселения жильцов!
В значительной мере такая ситуация складывается из-за отсутствия в правовых актах, регулирующих отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, перечня конкретных работ, проведение которых входит в обязанности исполнителей – в частности, проведение технического обслуживания сетей, мест общего пользования в многоквартирных домах и жилых помещениях граждан, сроки выполнения профилактических осмотров, текущего ремонта и т.п. Как правило, не конкретизируются обязанности исполнителя и тогда, когда жильцы заключают договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг.
Конкуренция, конечно, вещь полезная, но даже если после реформы ЖКХ вы по-прежнему будете надеяться на совестливость обслуживающей ваш дом организации, вряд ли что-то изменится к лучшему. Кстати, поменять "обслугу" можно и сейчас – там, где есть кондоминиумы или товарищества. Дело это пока хлопотное, дорогое, но возможное. Во всяком случае, хронически протекающая крыша "элитного" дома того стоит. И пропишите в договоре с теми, кто возьмет ваш дом на обслуживание, все нюансы ваших взаимоотношений – в том числе перечень конкретных работ и сроки их выполнения.
А вот вторая, ныне все увеличивающаяся, часть жалоб на отключение подачи тепла, электроэнергии, воды зависит от неоплаты ресурсоснабжающим организациям за оказанные ими услуги организациями, которые эти услуги предоставляют нам – то есть теми же жилищниками.
Такие отключения стали возможными в связи с тем, что в отношении абонента-гражданина организация, осуществляющая ресурсоснабжение по договору с ним (наймодатели, службы заказчика, жилищно-эксплуатационные организации и др.), законодательством (ГК РФ) не наделена правом в случае неоплаты ресурсов прекращать в одностороннем порядке их подачу, а в отношении абонентов-организаций, осуществляющих ресурсоснабжение граждан, ресурсоснабжающая организация на основании статей 523 и 546 ГК РФ вправе отказаться от исполнения договора и прекратить ресурсоснабжение или его ограничить.
Получается такая картина: некоторые несознательные граждане не платят квартплату, домоуправление, соответственно, не доплачивает местной ТЭЦ или водоснабжающей организации, те отключают неплательщика, коим для них является вовсе не несознательный гражданин (да и как отключишь его, например, батареи?), а домоуправление-должник. В результате страдают и добросовестные плательщики. Этой проблемой озаботились еще задолго до кризиса в Приморье, но воз и ныне там. А мода на отключения, введенная Чубайсом, захватывает всё новые и новые регионы.
Окончание следует
Отставка Шойгу произвела широкий резонанс
Политик 12 лет занимал высокий пост