Мушкетеры Рушайло против гвардейцев Грызлова

Кто такие мушкетеры Рушайло, знают все. А вот информации о гвардии Грызлова, которая буквально через месяц начнет бороться с ОПГ, пока немного. Понятно только, что они будут совсем другие

Кто такие мушкетеры Рушайло, знают все. А вот информации о гвардии Грызлова, которая буквально через месяц начнет бороться с организованными преступными группировками, пока немного. Понятно только, что они будут другими... Только изменится ли что-то на российских просторах от перестановки мест слагаемых? А если изменится, то в какую сторону? Не получится ли так, что вместе с водой министр выплескивает и вполне дееспособного ребеночка?..


Вчера в Санкт-Петербурге, на совещании руководителей правоохранительных органов Северо-Западного округа глава МВД Борис Грызлов сообщил, что подписал приказ о расформировании комитетов федеральной криминальной милиции и региональных управлений по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). Вместо РУБОПов и криминальной милиции теперь будут созданы оперативно-розыскные бюро (ОРБ) при ГУВД по федеральным округам. СОБРы, которые создавались как неотъемлемая часть РУБОПов, будут отныне подчинены главному управлению и, соответственно, ГУВД по федеральным округам.

Пока нет информации, будут ли оперативно-розыскные бюро подчиняться милицейским начальникам в регионах. Хотя, по идее, если ОРБ будут формироваться в рамках округов, то влияние на их работу местных властей должно быть сведено до минимума. Как реорганизация будет выглядеть на местах – также непонятно. Будем надеяться, Грызлов прекрасно знает, что делает, просто пока тщательно скрывает это не только от публики, но и от собственных подчиненных.

Эта реформа – не только очередной этап укрепления так называемой вертикали власти, но и еще один гвоздь в крышку гроба детища Рушайло. Получается, все это время сотрудники РУБОПов с преступностью боролись неправильно – сообщив о расформировании структуры РУБОПов, Грызлов подверг жесткой критике работу этих подразделений, заявив: "Сегодня мы не видим реальной отдачи от службы, которая должна бороться с организованной преступностью, а многие расследования не доведены до конца".

Остается догадываться, что подвигло главу МВД на столь решительные действия. Ясно только, что после снятия Рушайло лояльность РУБОПовцев к своему идейному вдохновителю оставалась неизменной. Иначе зачем заявлять всему организованному преступному миру, что их основные противники разогнаны как не справившиеся с ситуацией? Неужели нельзя было провести реорганизацию втихую, без громогласных заявлений и обвинений в бездействии и преступной халатности?

Идея Рушайло изначально была такова: в бандитском государстве бороться с преступниками можно только их методами. И когда уважаемый в МУРе полковник Рушайло бегал по кабинетам и набирал во вновь образовываемую структуру людей – тоже, естественно, грамотных специалистов, – никто не мог предположить, что со временем круче "солнцевских" станут только "шаболовские".

Если криминальная милиция (или любое другая силовая структура) работала "от заявления", тьфу, от преступления – т.е. сначала неизвестный (или известный) преступник нарушал закон, а потом правоохранительные органы долго и нудно занимались расследованием данного преступления, – то РУБОП пошел другим путем. По принципу "был бы человек – статья найдется". То есть, РУБОПовцы начинали действовать тогда, когда у них появлялась информация о том, что человек – преступник. Бандита нельзя посадить за то, что он совершил в действительности – не хватало доказательной базы, но его можно упечь за решетку за невесть откуда взявшиеся в кармане коробок анаши или патроны, и т.д. И эта – пусть и порочная с точки зрения "правого государства" практика, безусловно, сыграла большую роль в стабилизации криминальной обстановки в стране. Да, и сегодня похищают коммерсантов и "ставят на деньги" за разбитый джип... Но, скажем честно, куда реже, чем раньше.

Около полутора лет назад Рушайло справился еще с одной проблемой, мешавшей его мушкетерам бороться с преступностью. Федеральный комитет криминальной полиции и подчиненные ему структуры по борьбе с оргпреступностью по задумке Папы (как называют Рушайло в РУБОПе) практически полностью выводились из-под властной вертикали. Региональные управления подчинялись комитету, а глава комитета – непосредственно министру внутренних дел. РУБОПовцы вздохнули свободно... Прочие – в меру тяжести собственных деяний и отношения к ним "мушкетеров".

По мнению самих РУБОПовцев, именно за последние полтора года они многого добились в борьбе с коррупцией. Действуя без оглядки на местную власть и уже не боясь утечки информации, они смогли начать разработку достаточно крупных чиновников. Точной статистики нет, но если еще 3-4 года назад случаи выявления коррумпированных чиновников были редкостью, и тех, в основном, ловили сотрудники ФСБ (тогда – ФСК), то сейчас только по Москве – 32 дела... И практически все разработки – РУБОПовские.

Однако сотрудники из других силовых ведомств считают, что за это время случилась странная метаморфоза: РУБОПы разучились... расследовать преступления. Несмотря на то, что изначально в эту силовую структуру брали грамотных оперов, со временем именно функция розыска у специалистов ведомства атрофировалась напрочь. Они превратились в непонятных людей в масках, которые борются с неизвестными террористами и вымогателями мелкого разлива. "В настоящий момент, – поделился с корреспондентами "Yтра" один из источников, постоянно работающий в связке с коллегами из РУБОП, – любой сотрудник уголовного розыска даст 100 очков вперед своему "параллельному" сослуживцу из мушкетеров Рушайло. Только вот мелким коммерсантам теперь придется несладко, куда с заявлениями-то о вымогательстве побегут? Ведь не в районное отделение милиции. Хотя свято место пусто не бывает – будут бандитскую крышу искать".

Да, выехать по сигналу обиженного комерса, установить подслушивающую аппаратуру и красиво взять преступника – "это мы могём". А вот раскрыть убийство или разобраться в хитросплетениях финансовых потоков – уже вряд ли. В принципе, здесь нельзя не согласиться с господином Грызловым: "Уровень раскрываемости преступлений, совершенных организованными группировками, особенно экономического характера, недостаточен".

При всем при этом ни для кого не секрет, что на рынке силовых услуг РУБОП занял почетное первое место: многие коммерсанты предпочитают платить за "крышу" именно сотрудникам этой структуры. Впрочем, если РУБОП и "крышует" – то на добровольной основе, что называется, "спасителям – от благодарных граждан". За исключением редких случаев, но это уже – "не без паршивой овцы". Правда, и ОПГ нынче уже не те. Знающие люди называют их финансово-промышленными группами... И дань с ларьков давно собирается не бритоголовыми ребятами в костюмах "адидас". Теперь, в подавляющем большинстве, отношения между "дающими" и "охраняющими" развиваются в цивилизованном направлении: "Ваш расчетный счет? И прочие реквизиты?". Правда, деньги на подобные счета перечисляются с гораздо большей регулярностью и в более крупных объемах, чем налоговые поступления...

Для того, чтобы выяснить обстановку, как говорится, на местах, корреспонденты "Yтра" связались со знакомыми оперативниками РУБОП. С теми, с кем иногда мотались на операции или брали интервью, рассказывая о нелегком труде "самой беспредельной силовой структуры". Длящаяся с апреля кадровая чехарда вконец измотала рядовой состав. "Какая, на хрен, работа? Мы за штатом, – выразил общее настроение оперативник одного из столичных подразделений. – Никто ничего не знает. Полная непонятка, что будет с агентурным аппаратом. Да и со всем остальным тоже. Многие готовятся искать другую работу. Сразу, конечно, никого не уволят. По Закону о милиции, нам, естественно, будут предложены должности в территориальных подразделениях. Например, участковых инспекторов, или что-нибудь из этой серии, в неоперативных подразделениях. Так что никого увольнять не будут – рапорта сами напишем".

На вопрос, куда теперь идти простым гражданам в случае бандитского "наезда", наш собеседник только хмыкнул: "Куда-куда? В милицию. В свое отделение, по месту жительства. Теперь они помогать населению будут".

А что из этого выйдет, мы узнаем сами. Причем очень скоро...

Выбор читателей