Как "бороться" с коммунальной реформой. Ч.2

"Обуть" могут и при начислении квартплаты. Поэтому внимательно читайте присланные расчеты. И уж конечно не оплачивайте квиток, на котором вам выставляют лишь общую сумму: обязательно возьмите разбивку по статьям

Лучшим выходом из проблемы коммунальных платежей и их адекватности предоставленным услугам было бы заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями напрямую. Законом это не запрещено, поэтому жители отдельных домов могут таким способом воспользоваться. Граждане, проживающие в квартирах, вроде бы тоже, но только теоретически – на практике вам наверняка откажут, ссылаясь на технические трудности. Хотя попытаться, если уж совсем дело плохо, можно. В лучшем положении опять же те, кто организовался в кондоминиум или товарищество, но здесь есть свои проблемы, о которых чуть ниже.

В любом случае, вы можете требовать защиты своих прав. Правда, о выигранных гражданами у энергетиков судебных процессах пока ничего не слышно, но вот в Ульяновской области, после веерных отключений электроэнергии, на виновных в этом безобразии ООО "Межрегионгаз", ОАО "Ульяновскэнерго" и жилищно-коммунальные службы антимонопольные органы не только наложили взыскание, но и направили материалы в прокуратуру. Между прочим, по закону за повторное в течение года нарушение антимонопольного законодательства может наступить и уголовная ответственность.

С самими договорами на снабжение теплом, электричеством, водой и газом тоже не все ладно. Практически все стандартные формы договоров исполнителей услуг, проанализированные территориальными управлениями МАП России, содержали условия, ущемляющие права потребителей. Это может быть, например, неправильное определение в договоре правовых актов, регулирующих соответствующие отношения; включение в договоры условий, допускающих односторонний отказ ресурсоснабжающих организаций от исполнения своих обязанностей и т.д.

Может, не столь глобально, но все равно досадно повсеместное непредоставление жилищно-коммунальными службами полной и достоверной информации. Кто из вас знает, каковы правила предоставления коммунальных услуг? Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда? О нормативах качества услуг, тарифах на оказываемые услуги, перечне работ, которые входят в тариф и должны осуществляться бесплатно, работах, выполняемых за дополнительную плату, и о цене этих работ и проч. – можно и не говорить. В результате сантехники "обувают" нас по полной программе, привинчивая все так, что через два дня начинается потоп, начальники домоуправления объявляют, что рухнувшую вам на голову штукатурку они готовы убрать за немалую плату, а жильцы жалуются по инстанциям, плохо себе представляя, на что имеют право.

Единственный выход – сходить в РЭУ и стребовать всю вышеперечисленную информацию. Если будут упираться, объясните, что вообще-то за отсутствие оной информации в наглядном виде на стенде, т.е. в доступном месте, они могут быть привлечены к ответственности за нарушение закона "О защите прав потребителей". Думаю, после этого вы будете приятно удивлены расценками за смену прокладки в вашем текущем кране.

"Обуть", кстати, могут и при начислении квартплаты. Поэтому внимательно читайте присланные расчеты. И уж конечно не оплачивайте квиток, на котором вам выставляют лишь общую сумму: обязательно возьмите разбивку по статьям. В последнее время участились случаи взимания дополнительной платы за выполнение работ, оплата которых включена в тариф, или завышение тарифа, установленного органами местного самоуправления.

Например, в Читинской области граждане жаловались, что "Читаэнерго" взимает с них плату за горячую воду в период, когда вода не подается из-за проведения плановых ремонтов. В ходе проверки было установлено, что затраты на профилактическое обслуживание тепловых сетей входят в себестоимость услуг и, соответственно, плата за горячую воду за период, в течение которого горячая вода не подается, взиматься не должна. В результате проверки был разработан единый порядок, по которому оплата за горячую воду во время плановых ремонтов не взимается. В Минеральных Водах при проверке принадлежащих ЗАО "Желатиновый завод" жилых домов было установлено, что с проживающего в них населения в течение двух лет взималась завышенная оплата за вывоз мусора. Сумма необоснованно полученного дохода составила 31,3 тыс. рублей. Неправомерно полученная сумма возвращена жильцам.

Надо сказать, что жилработники проявляют свою знаменитую нахрапистость только в отношении нас, простых граждан: практически все выявленные в ходе проверок жалоб нарушения устранялись до возбуждения дел и выдачи предписаний, в добровольном порядке. Поэтому, не найдя отзвука в душе работников родного РЭУ, идите жаловаться не только его вышестоящему начальству, но и в свое территориальное антимонопольное управление, в отдел защиты прав потребителей. Будьте уверены, если ваши права нарушены, вам помогут.

А вообще-то, специалисты говорят, что основная часть нарушений проистекает из несовершенства законодательной базы. К сожалению, за последние годы здесь ничего не изменилось. До настоящего времени не приняты такие основные правовые акты, призванные урегулировать отношения с участием граждан-потребителей при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, как Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг. Будет ли реформа ЖКХ сопровождаться принятием этих документов, Бог весть.

Еще одна новая проблема, которую необходимо решить при реформе, – разница в правовом регулировании отношений при предоставлении коммунальных услуг гражданам и отношений между жилищно-строительными кооперативами (ЖСК), жилищными кооперативами (ЖК), товариществами собственников жилья (ТСЖ), являющимися юридическими лицами, и ресурсоснабжающими организациями. В последнее время ситуация здесь обострилась.

Для граждан установлен более щадящий правовой режим, чем для потребителей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, для граждан предусматривается оплата жилищно-коммунальных услуг не в полном объеме затрат, запрещено прекращение подачи электричества, тепла, воды, газа в случае неоплаты, в обязанность ресурсоснабжающей организации вменено обеспечение надлежащего технического состояния и безопасности энергетических сетей, а также приборов учета потребления, право использовать ресурсы в необходимом потребителю количестве и др.

Члены кооперативов и товариществ за все платят по полной программе. Осложняется дело в том случае, когда среди членов кооператива есть льготники. Вообще-то за них должны доплачивать местные власти, но платежи часто запаздывают, а в случае задолженности отключают коллективных собственников незамедлительно. В результате ЖСК, ЖК, ТСЖ, заключая договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг, оказываются в очень сложном финансовом положении. Вроде бы при реформе ЖКХ это неравноправие исчезнет, но пока во многом именно оно объясняет столь трудное продвижение "коллективизации" собственников жилья. Тем не менее, специалисты признают, что без организации жильцов реформа ЖКХ своих целей – повышения качества услуг – не достигнет. Так что решайте сами, что вам ближе: организованное снижение общих издержек при полной оплате или вялое существование в рушащемся доме при "льготной". Англичане в таких случаях говорят: "Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи".

Выбор читателей