Пьяные гонки на выживание

Интересное наблюдение: женщин вообще стараются меньше останавливать (берегут нервную систему), а уж на алкоголь никогда не проверяют. Хотя однажды меня обнюхивал пост ГИБДД в составе трех человек

Пока душа русского человека просит ананасов в шампанском, его измученный организм настоятельно требует водки, причем в неограниченном количестве. Населению нашей необъятной Родины от 16 до 80 лет (если кто доживает) не понаслышке известен эффект, вызываемый крепкими алкогольными напитками. На определенной стадии опьянения возникает ощущение собственной значимости, "крутости" и безграничности собственных возможностей.

Каждый русский водитель и без того мнит себя Шумахером, а уж как выпьет – начинает рваться за руль. Дорвавшись же, несется, как на пожар, "задвигая" по пути все пункты Правил дорожного движения. Но, справедливости ради стоит отметить, что это совсем уж клинический случай и так ведут себя далеко не все. В массе своей водители – не алкоголики, но ничто человеческое им не чуждо.

Вот вполне стандартная ситуация: вы едете с семьей в гости на своем автомобиле. Пить вы там не собираетесь – только минералка и сок, но, поддавшись на уговоры, "принимаете" рюмку-другую. В конце вечера вы оказываетесь в том чудесном состоянии, которое описано выше, наедине с рулем и дорогой. Я не спорю, бывают и такие, кто оставляет машину на стоянке у дома хозяев и идет "ловить частника" или (если при наличии свободных денег не хочется махать руками на шоссе) вызывает такси. Но большинство садятся за руль и уезжают, повизгивая на поворотах покрышками.

Кому-то удается приехать домой живым и невредимым и завалиться спать. Другим везет меньше, и они расстаются с приличной суммой денег в пользу сотрудника ГИБДД. А третьих показывают в "Дорожном патруле" – лежащими на носилках или лепечущими маловразумительные оправдания. Врагу не пожелаешь! Отсюда вывод: ничего крепче воды за рулем пить нельзя.

Помните недавние споры – разрешат или не разрешат 0,2% алкоголя в крови у водителя? Сколько было разговоров, напрасных надежд, но так по сей день и не сбылось. Причем по нескольким причинам. Сотрудники ГИБДД, у которых до сих пор самый точный прибор по определению паров алкоголя – это нос, должны были бы оснаститься соответствующей техникой для определения количества алкоголя в крови, причем очень точной, а не приблизительной – это во-первых. Пластиковые "трубочки", реагирующие на квас и кефир, в расчет не принимаются. А во-вторых, не умеет наш человек дозировать спиртное. "Вроде выпил чуть-чуть, а все кричат – пьяный". Поэтому наличие алкоголя в водительском организме по-прежнему проверяется "дыхательным" способом, а пить за рулем так и не позволили вовсе. Может, другим и можно, а нам нельзя, у нас менталитет такой.

Кстати, стран, где "можно", очень много. Из европейских государств абсолютный запрет на алкоголь в водительском организме имеют Хорватия, Литва, Чехия, Словакия, Болгария, Франция и страны СНГ. Остальные относятся к алкоголю с разной степенью лояльности и разрешают от 0,02% (Швеция, Польша) до 0,1% (Ирландия). И, как ни странно, ничего ужасного в этом нет. Разрешенная мизерная доза спиртного никак не влияет на реакцию и рефлексы водителя. А вот с любителями выпить побольше там борются не хуже, чем у нас.

В Канаде вступил в силу новый закон, ужесточающий меру ответственности водителя за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. В соответствии с поправкой, внесенной в Уголовный кодекс страны, теперь, если нетрезвый водитель является виновником гибели человека, ему грозит пожизненное заключение, а не 14 лет тюрьмы, как это было раньше. Вторая поправка предусматривает предоставление права полиции брать на анализ кровь водителя, виновного в аварии, даже если он находится без сознания.

Финны, несмотря на высокие штрафы, тоже любят выпить за рулем. Наши северные соседи, всерьез обеспокоенные этой проблемой, грозящей принять масштабы национального бедствия, решили ее достаточно просто (по европейским меркам), а именно с привлечением высоких технологий и технических новинок. В автомобиль встраиваются датчики, анализирующие чистоту дыхания водителя. Конечно, речь идет не о том, чистил ли он сегодня зубы. Прибор интересует содержание спиртовых паров в "выхлопе". Водитель перед поездкой должен усиленно подышать в салоне, и если прибор зафиксирует наличие алкоголя, то он просто блокирует двигатель. Ну а коли хитрому финскому парню удалось обмануть прибор перед поездкой, то хитроумное устройство может перепроверить его в пути, попросив дунуть в специальную трубку или произнести несколько сложных фраз. Когда прибор уловит пары или если ему не понравится дикция – двигатель заглохнет и будете отдыхать. Правда, говорят, есть умельцы, которые наловчились обманывать умную технику, но это их ноу-хау и разглашению не подлежит.

Кстати, относительно установки блокираторов было проведено исследование, главный вопрос которого гласил: "Можно и нужно ли оборудовать автомобили блокираторами, не позволяющими завести двигатель пьяному?". Полученный результат превзошел все ожидания. Выяснилось, что каждый пятый водитель, задерживаемый ранее в нетрезвом состоянии, согласен оборудовать свой автомобиль таким блокиратором. Водители согласны даже оплачивать из своего кармана установку и обслуживание такой системы, и это несмотря на то, что "удовольствие" обладания новинкой стоит около 500 финских марок (примерно 80 дол.) в месяц. Причем речь не о поголовном "облокирачивании". Прибор предлагается лишь тем, кто попался на месте преступления. В таком самоконтроле и самобичевании есть определенная выгода. В Австралии, США, Канаде и Швеции, где блокираторы используют уже некоторое время, тот, кто согласился на оборудование автомобиля блокиратором, получает свои водительские права обратно несколько быстрее, чем те, кто не согласен на подобную "меру пресечения". И потом, блокиратор устанавливают не навсегда. В качестве воспитательной меры в Канаде вы получаете его на год, а в Швеции – на два года. Финляндия пока только экспериментирует над своими не гнушающимися стопочки гражданами в отдельных губерниях. И у Евросоюза есть планы на этот счет. Скорей всего, законопроект будет готов к концу года. А уже с 2002 года ЕС планирует начать широкомасштабную акцию.

На первый взгляд, все под контролем и перспективы самые радужные, но никакой алкогольный блокиратор не в состоянии сделать трезвенником пьющего человека. Для этого нужны другие меры. Алкогольный блокиратор – всего лишь эффективное средство борьбы с автопьянством, но только на то время, пока он установлен в автомобиле. А после его демонтажа все начинается сначала, и история повторяется.

Что же касается нас с вами, то меры, принимаемые к пьющим за рулем, в России не столь "жестоки" (если вы, конечно, не участник ДТП). Кстати. Если вы попали в аварию даже не по своей вине, но при этом алкоголь в крови у вас обнаружен, вы считаетесь виновником наряду с настоящим "героем". У нас за управление транспортным средством водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно за передачу управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения, взимается штраф в размере от 8 до 12 минимальных размеров оплаты труда или производится лишение права управления на год. Те же действия, совершенные в течение года повторно, влекут за собой штраф в размере 10-15 минимальных окладов или лишение прав на срок до трех лет. Навсегда вас от управления не отстранят, а будут воспитывать до победного конца.

А вообще в нашей стране, где не пьют только животные, пьяный всегда вызывал не столько осуждение, сколько сочувствие и желание помочь. В ГИБДД тоже люди работают: обнюхают, возьмут "штраф" и отпустят с Богом. Еще и напутствуют – гляди, мол, осторожнее. И это будет продолжаться до тех пор, пока не воспитаем мы в себе самоконтроль, ибо тяжелым наказанием русского человека не испугаешь, а только подхлестнешь его азарт сделать наоборот и не "погореть".

Из личных наблюдений я вынесла одно замечательное впечатление. Женщин вообще стараются меньше останавливать (берегут нервную систему), а уж на алкоголь никогда не проверяют. Хотя однажды меня обнюхивал пост ГИБДД в составе трех человек. Я честно объяснила, что пролила в салоне флакон дешевенького одеколона, хранившегося там для протирочных целей. Но мне все равно не поверили, повеселились и отпустили на все четыре стороны, пригласив в следующий раз вместе "одеколона" выпить.

Выбор читателей