Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
Каждый русский водитель и без того мнит себя Шумахером, а уж как выпьет – начинает рваться за руль. Дорвавшись же, несется, как на пожар, "задвигая" по пути все пункты Правил дорожного движения. Но, справедливости ради стоит отметить, что это совсем уж клинический случай и так ведут себя далеко не все. В массе своей водители – не алкоголики, но ничто человеческое им не чуждо.
Вот вполне стандартная ситуация: вы едете с семьей в гости на своем автомобиле. Пить вы там не собираетесь – только минералка и сок, но, поддавшись на уговоры, "принимаете" рюмку-другую. В конце вечера вы оказываетесь в том чудесном состоянии, которое описано выше, наедине с рулем и дорогой. Я не спорю, бывают и такие, кто оставляет машину на стоянке у дома хозяев и идет "ловить частника" или (если при наличии свободных денег не хочется махать руками на шоссе) вызывает такси. Но большинство садятся за руль и уезжают, повизгивая на поворотах покрышками.
Кому-то удается приехать домой живым и невредимым и завалиться спать. Другим везет меньше, и они расстаются с приличной суммой денег в пользу сотрудника ГИБДД. А третьих показывают в "Дорожном патруле" – лежащими на носилках или лепечущими маловразумительные оправдания. Врагу не пожелаешь! Отсюда вывод: ничего крепче воды за рулем пить нельзя.
Помните недавние споры – разрешат или не разрешат 0,2% алкоголя в крови у водителя? Сколько было разговоров, напрасных надежд, но так по сей день и не сбылось. Причем по нескольким причинам. Сотрудники ГИБДД, у которых до сих пор самый точный прибор по определению паров алкоголя – это нос, должны были бы оснаститься соответствующей техникой для определения количества алкоголя в крови, причем очень точной, а не приблизительной – это во-первых. Пластиковые "трубочки", реагирующие на квас и кефир, в расчет не принимаются. А во-вторых, не умеет наш человек дозировать спиртное. "Вроде выпил чуть-чуть, а все кричат – пьяный". Поэтому наличие алкоголя в водительском организме по-прежнему проверяется "дыхательным" способом, а пить за рулем так и не позволили вовсе. Может, другим и можно, а нам нельзя, у нас менталитет такой.
Кстати, стран, где "можно", очень много. Из европейских государств абсолютный запрет на алкоголь в водительском организме имеют Хорватия, Литва, Чехия, Словакия, Болгария, Франция и страны СНГ. Остальные относятся к алкоголю с разной степенью лояльности и разрешают от 0,02% (Швеция, Польша) до 0,1% (Ирландия). И, как ни странно, ничего ужасного в этом нет. Разрешенная мизерная доза спиртного никак не влияет на реакцию и рефлексы водителя. А вот с любителями выпить побольше там борются не хуже, чем у нас.
Финны, несмотря на высокие штрафы, тоже любят выпить за рулем. Наши северные соседи, всерьез обеспокоенные этой проблемой, грозящей принять масштабы национального бедствия, решили ее достаточно просто (по европейским меркам), а именно с привлечением высоких технологий и технических новинок. В автомобиль встраиваются датчики, анализирующие чистоту дыхания водителя. Конечно, речь идет не о том, чистил ли он сегодня зубы. Прибор интересует содержание спиртовых паров в "выхлопе". Водитель перед поездкой должен усиленно подышать в салоне, и если прибор зафиксирует наличие алкоголя, то он просто блокирует двигатель. Ну а коли хитрому финскому парню удалось обмануть прибор перед поездкой, то хитроумное устройство может перепроверить его в пути, попросив дунуть в специальную трубку или произнести несколько сложных фраз. Когда прибор уловит пары или если ему не понравится дикция – двигатель заглохнет и будете отдыхать. Правда, говорят, есть умельцы, которые наловчились обманывать умную технику, но это их ноу-хау и разглашению не подлежит.
Кстати, относительно установки блокираторов было проведено исследование, главный вопрос которого гласил: "Можно и нужно ли оборудовать автомобили блокираторами, не позволяющими завести двигатель пьяному?". Полученный результат превзошел все ожидания. Выяснилось, что каждый пятый водитель, задерживаемый ранее в нетрезвом состоянии, согласен оборудовать свой автомобиль таким блокиратором. Водители согласны даже оплачивать из своего кармана установку и обслуживание такой системы, и это несмотря на то, что "удовольствие" обладания новинкой стоит около 500 финских марок (примерно 80 дол.) в месяц. Причем речь не о поголовном "облокирачивании". Прибор предлагается лишь тем, кто попался на месте преступления. В таком самоконтроле и самобичевании есть определенная выгода. В Австралии, США, Канаде и Швеции, где блокираторы используют уже некоторое время, тот, кто согласился на оборудование автомобиля блокиратором, получает свои водительские права обратно несколько быстрее, чем те, кто не согласен на подобную "меру пресечения". И потом, блокиратор устанавливают не навсегда. В качестве воспитательной меры в Канаде вы получаете его на год, а в Швеции – на два года. Финляндия пока только экспериментирует над своими не гнушающимися стопочки гражданами в отдельных губерниях. И у Евросоюза есть планы на этот счет. Скорей всего, законопроект будет готов к концу года. А уже с 2002 года ЕС планирует начать широкомасштабную акцию.
На первый взгляд, все под контролем и перспективы самые радужные, но никакой алкогольный блокиратор не в состоянии сделать трезвенником пьющего человека. Для этого нужны другие меры. Алкогольный блокиратор – всего лишь эффективное средство борьбы с автопьянством, но только на то время, пока он установлен в автомобиле. А после его демонтажа все начинается сначала, и история повторяется.
Что же касается нас с вами, то меры, принимаемые к пьющим за рулем, в России не столь "жестоки" (если вы, конечно, не участник ДТП). Кстати. Если вы попали в аварию даже не по своей вине, но при этом алкоголь в крови у вас обнаружен, вы считаетесь виновником наряду с настоящим "героем". У нас за управление транспортным средством водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно за передачу управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения, взимается штраф в размере от 8 до 12 минимальных размеров оплаты труда или производится лишение права управления на год. Те же действия, совершенные в течение года повторно, влекут за собой штраф в размере 10-15 минимальных окладов или лишение прав на срок до трех лет. Навсегда вас от управления не отстранят, а будут воспитывать до победного конца.
А вообще в нашей стране, где не пьют только животные, пьяный всегда вызывал не столько осуждение, сколько сочувствие и желание помочь. В ГИБДД тоже люди работают: обнюхают, возьмут "штраф" и отпустят с Богом. Еще и напутствуют – гляди, мол, осторожнее. И это будет продолжаться до тех пор, пока не воспитаем мы в себе самоконтроль, ибо тяжелым наказанием русского человека не испугаешь, а только подхлестнешь его азарт сделать наоборот и не "погореть".
Из личных наблюдений я вынесла одно замечательное впечатление. Женщин вообще стараются меньше останавливать (берегут нервную систему), а уж на алкоголь никогда не проверяют. Хотя однажды меня обнюхивал пост ГИБДД в составе трех человек. Я честно объяснила, что пролила в салоне флакон дешевенького одеколона, хранившегося там для протирочных целей. Но мне все равно не поверили, повеселились и отпустили на все четыре стороны, пригласив в следующий раз вместе "одеколона" выпить.
Судно моментально ушло под воду