Страсти по органу

Основным критерием деятельности органа, регулирующего естественные монополии, станет не тот факт, под чьей "крышей" он был рожден, а оценка результатов его работы

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели. В последних публикациях мы уделяли предельно большое внимание ситуации, развивающейся вокруг проблемы регулирования тарифов естественных монополий, так как именно это главный фактор, определяющий развитие инфляции в стране.

Летний период, как и положено, позволил россиянам несколько расслабиться и на время забыть о росте цен. Но лето на исходе, и грядущий осенний период очень скоро даст о себе знать, что можно будет воочию отследить по ценникам в магазинах.

По этой причине вопрос о восстановлении жесткого контроля над формированием тарифов естественных монополий (ЕМ) приобретает особенно острый характер. На позапрошлой неделе правительство сделало "ход конем", фактически введя мораторий на изменение тарифов ЕМ до конца этого года. Этот шаг наверняка позволит получить к концу года достаточно "красивую" цифру инфляции, которую не страшно будет показать президенту. Однако экономику, как и природу, обмануть невозможно, и результаты тарифного моратория обязательно выплывут в следующем году в весьма неприглядной форме. Предстоящее реформирование ЕМ в любом случае сопряжено с ростом цен на их продукцию и услуги. Чуть ли не полугодовой период воздержания от роста тарифов наверняка повлечет в дальнейшем их резкий скачок, что будет иметь самые серьезные последствия в виде роста инфляции. Чтобы хоть как-то подстраховаться, а также в целом упорядочить тарифную политику естественных монополий, и была задумана идея создания Единого тарифного органа (ЕТО). Поскольку же влияние сверху (а концепция ЕТО подразумевает именно такое влияние) на формирование цен на продукцию и услуги монополистов фактически сводится к влиянию на сами монополии, борьба за ЕТО уже началась. Некоторое время назад мы уже говорили о том, что инициатива оказалась в руках Министерства по экономическому развитию и торговле (МЭРТ). Ведомство Германа Грефа настаивало на создании совершенно новой структуры, не скрывая при этом горячего своего желания играть в управлении деятельностью нового органа ведущую роль.

Идеям грефовского ведомства "встать над монополиями" противостояла Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), возглавляемая Георгием Кутовым и имеющая непосредственное отношение к формированию энерготарифов. Более того, на сегодня функции регулирования тарифов на электрическую энергию закреплены за ФЭК законодательно. Формирование же нового органа, как того хочет МЭРТ, потребует изменений в законодательстве, что в условиях "оперативности" Госдумы и наличия "интереса" у многих депутатов к данному вопросу затянется на долгие месяцы. И все же до последнего времени инициатива в деле создания "вожделенного органа" оставалась за МЭРТ.

Однако в конце прошедшей недели стало ясно, что МЭРТ, по всей видимости, проиграл и победил, по словам Г.Кутового, "здравый смысл". Глава ФЭК сообщил, что пресловутый Единый тарифный орган на базе ФЭК может быть создан к концу 2001 г. Концепция создания ЕТО утверждена президентом, а указ должен появиться уже к 1 сентября. В результате под контролем ЕТО окажутся транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам, услуги по распределению электроэнергии и газа, производство, передача и сбыт тепловой и электроэнергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и почтовой связи, а также внутренние грузовые и пассажирские перевозки водным транспортом.

Формирование "органа" должно будет осуществляться преимущественно с использованием кадрового потенциала тех министерств, которые сейчас занимаются тарифным регулированием, – МАПа, МПС, Минэнерго и Минтранса. Г.Кутовой, конечно, дал понять, что создаваемый ЕТО будет полностью подконтролен правительству, учитывая тот самый тарифный мораторий до конца года, о котором говорилось выше. И все же принятые правительством ограничения на увеличение тарифов распространяются лишь до нового года, после чего "первая скрипка" так или иначе оказывается в руках ЕТО.

Сейчас сложно сказать, чем в итоге окажется победа ФЭКа в борьбе за контроль над естественными монополиями. Мы уже говорили о том, что по окончании срока ограничений на увеличение тарифов отнюдь не исключен их рост. Зимний период, кроме того, породит ряд проблем энергетического характера – перебои с поставкой топлива, новые требования угольщиков и газовиков. Ставшие уже привычными зимние проблемы лягут тяжким грузом на новый ЕТО, который в итоге окажется за все в ответе.

Сможет ли создание Единого тарифного органа повлиять на снижение инфляции и упорядочение тарифных отношений в российской экономике – вопрос непростой. Учитывая сложность отношений между основными монополистами в технологических цепочках, каждое из звеньев которых живет своими проблемами и имеет собственные взгляды на тарифную политику, работникам ЕТО придется непросто. Конечно, орган, созданный на базе ФЭКа – структуры, владеющей данным вопросом по роду своей деятельности, – мог бы стать более предпочтительным, нежели вновь созданная структура под эгидой министерства Грефа. Но все-таки основным критерием деятельности регулирующего органа станет не тот факт, под чьей "крышей" он был рожден, а оценка результатов его работы. В нашем случае это в первую очередь снижение инфляции. Учитывая, что в ЕТО будут входить представители структур, интересы которых зачастую противоречат друг другу, сложно представить, насколько эффективной окажется его работа. И все-таки очень хотелось бы, чтобы получилось "как лучше", а не "как всегда".

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей