Обрезан и обрит

В прокат выходит фильм-победитель Московского кинофестиваля – история молодого еврея-антисемита. Пожалуй, самый нетрадиционный взгляд на проблему антисемитизма

"Фанатик"
США
Режиссер: Генри Бин
В ролях: Райан Гослинг, Билли Зейн, Саммер Феникс


Победитель XXIII Московского кинофестиваля наконец выходит в российский прокат, поэтому, как и обещал, расскажу о нем поподробнее.

В основе сюжета история непростого американского скинхэда, причем, как выясняется, история, основанная на реальных событиях. Дэнни Балинт (Райан Гослинг) живет для того, чтобы бороться с евреями: увидев в подземке грустноглазого парня в кипе, он расправляет плечи и долго пинает юного хасида тяжелыми армейскими ботинками, осознавая при этом, что от пары сломанных ребер обществу ни жарко, ни холодно и лучше бы евреев всё-таки убивать. В действиях Балинта нет тупой неандертальской злобы по отношению к не похожим на него существам, напротив – юный нацист поступает, руководствуясь не чувствами, но разумом. Он вполне логично и убедительно говорит о необходимости геноцида, он блестящий оратор, его аргументы весомы и точны, он прекрасно, чтобы не сказать досконально, знает своих противников. Как вскоре выясняется, последнему есть простое объяснение – Дэнни Балинт еврей. Более того, воспитанник еврейской религиозной школы и истово верующий человек.

Напомню, что "Фанатик" получил Гран-при ММКФ. Получил абсолютно заслуженно, и будь моя воля, приз за лучшую мужскую роль тоже достался бы "Фанатику" – исполнителю главной роли Райану Гослингу. Молодой американский актер создал очень сильный, противоречивый и интересный образ. Других подобных ролей в конкурсных фильмах московского МКФ не наблюдалось.

Осмелюсь утверждать, что режиссер Генри Бин умудрился сказать новое слово в казалось бы старательно и многократно обсосанном вопросе фашизма, расизма и антисемитизма. Фильмам о геноциде богоизбранного народа несть числа. На том же ММКФ в конкурсе помимо "Фанатика" был еще один фильм, на первый взгляд, сходной тематики – "Нечестное состязание" итальянского мэтра Этторе Скола. Но Скола традиционно ограничился гневным (хотя и негромким) осуждением фашизма. Идея его фильма – "кому и чем мешали такие симпатичные люди, как семья соседского бакалейщика?", не более. В общем-то, этим пафос подобных кинолент и ограничивается, будь то "Нечестное состязание", "Жизнь прекрасна" или "Список Шиндлера". Евреи такие же люди, наши соседи и друзья, а фашисты – грязные ублюдки и тупицы – мысль наверняка верная, но достаточно поверхностная. Бин пошел куда дальше. Он задался вопросом – а откуда, собственно, берется антисемитизм, отчего он так живуч даже в гражданах вполне цивилизованного и политкорректного общества. И чтобы вопрос этот прозвучал достаточно четко, Бин вложил его в слова и мысли своего героя – молодого еврея-антисемита. Балинт – человек, раздираемый страстями. Люди, принадлежащие к угнетаемому, презираемому или (и) ненавидимому сообществу, в данном случае народу, реагируют на угнетение и ненависть по-разному: кто-то стыдится своего происхождения, у кого-то развивается болезненная гордость и желание щеголять непохожестью. Балинт делает и то и другое – стыдится до ненависти и гордится до преклонения. Вековые страдания соплеменников выводят его из себя – он бесится, выслушивая слезливые воспоминания старого еврея о том, как на его глазах немецкий солдат убивал сына. Балинта выводит из себя такая покорность судьбе, но в то же время он преклоняется перед еврейскими святынями и, даже участвуя в погроме синагоги, не может позволить подельникам осквернить свитки Торы.

Неоднократно приходилось читать и слышать, что "Фанатик" – кино провокационное. Я-то уверен, что это не провокация, а свежий, свободный от стереотипов и страха остракизма взгляд режиссера на проблему, насчитывающую десятки веков, но чем вызваны обвинения в провокации, понять могу. Красноречие Дэнни Балинта более чем убедительно, его доводы в пользу борьбы с мировым еврейским заговором вполне способны заинтересовать внутренне готового к этому человека. Ну, что называется, "кино не для всех". А может быть, напротив – для всех; своеобразный экстремальный тест на национальную и религиозную терпимость. "Мы ненавидим евреев за то, что они евреи!" – чеканит Дэнни Балинт. "Возможно, мы все давно уже евреи", – спокойно отвечает ему циничный финансист.

Выбор читателей