Путину подсунули дитя обмана

Недавно правительство наконец-то утвердило "Программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.)". Это означает, что перспективы наши туманны

Злые языки утверждают, что у Путина плохо с экономической стратегией. Нет, мол, видения перспективы и образа будущей России. Всё врут. Не со стратегией у Путина плохо, а со стратегами беда. Плохо у Путина со стратегами. И если разработка бездарной программы – на совести последних, то подбор разработчиков – это уже к президенту.

В предыдущей статье, рассматривая некоторые аспекты бюджетных проектировок на 2002-2004 годы, мы пришли к неутешительному заключению, что бюджет в том виде, в каком его предлагает правительство Касьянова – Кудрина – Грефа, может стать бюджетом социальной катастрофы. Но данный проект бюджета родился не из воздуха, а стал органическим продолжением того радикально-либерального курса, который был взят еще в самом начале так называемой путинской эпохи с подачи Центра стратегических разработок Германа Грефа.

Помните, как все лихо начиналось? Весной 2000 года Путин стал президентом, а примерно к середине лета того же года созданный по его инициативе Центр должен был выдать конечный продукт – Программу социально-экономического развития России до 2010 года. Сейчас мы не собираемся ни ерничать, ни злорадствовать по этому поводу: ну, бывает, не получилось. Причина, в общем-то, известна: программу делали в основном либералы, которые кроме себя любимых больше никого не хотели слушать. В результате вместо свободного и, главное, непредвзятого обмена мнениями, вместо учета различных точек зрения, российских реалий и наработанного горького опыта либеральные разработчики развернули настоящую борьбу с инакомыслием, пользуясь административными рычагами и покровительством президента.

Кстати, это была первая крупная ошибка Путина. Что бы там ни говорили, но ни Чечня, ни НТВ, ни разгон Совета Федерации, ни новая административная нарезка на округа не смогли нанести урон авторитету президента. Но когда именно он и никто другой, провозгласивший приоритет национальных интересов России, всколыхнувший волну патриотических настроений в обществе, поселивший в людях надежду, напомнивший о давно забытой гордости за свою великую Родину, позволил очередной команде "реформаторов", действующих исключительно по западным шпаргалкам и в интересах крупного капитала, захватить стратегическое руководство экономикой, тут-то и начались вопросы. Что связывает этих людей с президентом? Слишком у них разный масштаб и уровень исторической ответственности. Впрочем, это отдельная тема.

Как бы то ни было, но с десятилетней программой не получилось, и слава Богу. Научное сообщество России вынесло негативный вердикт, а правительство не решилось идти вразрез с его мнением. Однако совсем оставаться без программы стыдно, поэтому президент поручает группе ученых под эгидой Госсовета и руководством губернатора Ишаева разработать альтернативную программу. Творческая состыковка двух программ, по указанию президента, должна была состояться аж в январе 2001 года, но не состоялась. Причина та же – непомерные амбиции команды Грефа, которая, вопреки указанию президента, проигнорировала сотрудничество с группой Ишаева. Сотрудничество по сути, а не по форме.

В результате всех этих уверток и родилось дитя обмана – некий среднесрочный уродец, рассчитанный на 2002-2004 годы. Его судьба тоже была непростой, но тем не менее в июле этого года правительство дало Программе официальное "добро". (Заметим, почти одновременно с бюджетом 2002 года и бюджетными проектировками до 2004 года.)

Впереди три тяжелейших и решающих года, но в этой программе нет даже намека на решение таких проблем как: пресечение нелегального вывоза капитала из страны, декриминализация экономики, нарастающее выбытие основных фондов, разрушение научно-технического потенциала, установление финансовой прозрачности естественных монополий и ограничение роста цен на их услуги. Из Программы вы также не узнаете, как повысить жизненный уровень населения, как создать дополнительные рабочие места, как увеличить инвестиционную активность, как нормализовать работу банковской системы. Ни структурной перестройки, ни эффективных способов модернизации, ни программы инноваций – ничего этого нет.

Есть там ряд позитивных моментов, таких, например, как дерегулирование и дебюрократизация экономики, защита прав собственников и прочие либеральные ценности. Но в целом Программа оставляет тягостное ощущение документа, который абсолютно не соответствует реалиям сегодняшнего дня и серьезности момента. В итоге она окончательно превратит нашу страну в "сырьевую периферию мирового рынка с дезинтегрированной и контролируемой извне экономикой, деморализованным населением и распавшимся на антагонистические группы обществом".

Сурово сказано, но справедливо. Так что же получается? Те там, наверху, которым по штату положено заниматься разработкой стратегических программ, либо не адекватны задачам, которые поставлены решать, либо адекватны, но только задачи у них совсем другие. Честно говоря, и от того, и от другого становится жутковато.

Выбор читателей