Эволюция рулит! или "Чужие" здесь не ходят

На Землю-матушку упал метеорит. За несколько дней прилетевшие на нем бактерии доэволюционировали до жутких монстров и разбрелись по округе с целью пожрать

Эволюция есть плавное движение, развитие, как правило, от простого к сложному. Эволюцию придумал сэр Чарльз Дарвин в один из немногих моментов, когда отвлекся от пристального созерцания трахающихся зверушек. На скорую руку набросав наметки будущего гениального труда "Происхождение видов", он вернулся к любимому зрелищу. Естественно, сэр Чарльз в силу исторически обусловленного узкого кругозора, ограниченного рамками планеты Земля, и нездоровых вуайеристических наклонностей не мог даже предполагать, что за границами атмосферы эволюция может проходить совсем по-другому. А главное – гораздо быстрее. Наша "Эволюция" к Дарвину имеет весьма отдаленное отношение.

На Землю-матушку упал метеорит. Не огромная гора, несущая смерть всему живому, как, к примеру, в "Армагеддоне", но довольно крупный – несколько метров в диаметре. Падает он, как и положено, строго на сарайчик, стоящий за десятки миль от ближайшего жилья, заодно вдребезги напополам разбивая машину случайно оказавшегося поблизости американского юноши с лицом идиота и мечтой стать пожарником. Пробив верхний слой почвы, метеорит провалился в каверну, которыми изобилует суровая земля Аризоны.

На место происшествия прибывают пожарные, полиция и два молодых ученых из местного университета, Айра Кейн (Дэвид Духовны) и Гарри Блок (Орландо Джоунс). Именно молодым светочам мысли и сынам американской демократии и предстоит сделать потрясающее открытие: глыба из космоса принесла на нашу планету новые формы жизни! Инопланетная жизнь представлена на метеорите в максимально простой форме одноклеточных организмов, которые, однако, не теряя времени, быстро размножаются и уже через несколько часов превращаются в многоклеточные. Через два дня на свет появляются черви, через неделю – насекомые. Эволюция идет просто безобразно быстро под старым добрым девизом "Плодиться и размножаться!". По скорости этого самого размножения инопланетные монстры дадут фору даже китайцам. Что характерно, процесс идет исключительно делением-почкованием ("а как же секс? – а на секс у них времени не остается"). Через пару недель на сцену выходят (выпрыгивают, выползают и вылетают) динозавры, а там не за горами и приматы. Причем все без исключения существа по натуре – жуткие хищники, вечно голодные и готовые сожрать хоть друг друга, хоть подвернувшихся под горячую лапу землян.

Молодые ученые, ведомые исследовательским энтузиазмом и мечтой о Нобелевской премии, буквально не успевают мотаться к метеориту и обратно в лабораторию, каждый раз привозя что-то новое и совершая переворот в науке. Пока на горизонте не замаячили злобные военные. Эти быстро оградили место колючей проволокой, понастроили бункеров, уворовали накопленные учеными данные и образцы исследований, оттеснив самих ученых на периферию происходящего. В милитаристическом угаре им недосуг обращать внимание на робкие намеки, что пришельцы размножаются как-то уж очень быстро. Может, их лучше уничтожить, пока не разбежались по всей Земле? Монстры между тем действительно не хотят жить в огороженном военными вольере и по подземным пещерам пробираются в соседний городок. От более обширной экспансии тварей пока удерживает лишь специфический метаболизм, построенный на азоте, но постепенно они мутируют, приспосабливаясь к кислороду и готовясь заполонить весь мир. А ученые все не могут донести угрозу до спрятанных под фуражками умов, поскольку Айра у военных – не самые популярный человек. Он раньше работал на них и изобрел сыворотку с двумя десятками побочных эффектов, из которых понос был самым безобидным и которую, не протестировав надлежащим образом, вкололи тысячам солдат.

После почти десятилетнего молчания и фильмов, о которых можно было бы и не упоминать ("Шесть дней, семь ночей" и "День отца"), Айван Райтман вернулся. Хорошо вернулся. Душевно. Получилось даже двойное возвращение. Он вернулся к себе, любимому, периода "Охотников за привидениями", а уже затем вернулся к нам как хороший и веселый режиссер. Он работает в жанре, который чуть ли не сам же и изобрел, – смесь ужастика с комедией. Это когда милый и безобидный пришелец типа Чебурашки вдруг открывает пасть, из которой высовывается зубастая голова Чужого. Подобные прыжки от юмора к саспенсу и обратно не дают скучать на протяжении всех полутора часов.

Почему-то многие сравнивают "Эволюцию" с "Людьми в черном". Дескать, пародия на них. Ну да, есть у двух фильмов что-то общее. Но гораздо в большей мере это кино напоминает тех же "Охотников за привидениями". А пародией если на что и является, так скорее на "Секретные материалы".

На мой взгляд, замечательный дуэт ироничных преподов-раздолбаев из колледжа составили Духовны с Джоунсом. И хотя большая часть шуточек приходится на долю последнего, Дэвид смотрится очень неплохо. Совсем не запоминается Джулианн Мур в роли профессорши, работающей на вояк. Она пытается быть смешной, натыкаясь на предметы, падая и стукаясь головой, но работает это только два раза: в первый и совпадающий с ним последний.

Отдельная благодарность прокатчикам за классный дубляж. Грамотно подобранные голоса, качественно переведенные шутки и отдельная хохма: исполнение пострадавшим в начале фильма юнцом "Айсберга" Аллы Пугачевой.

В целом "Эволюция" – просто смешное кино. В наши дни это дорогого стоит. Хотя Райтман не удержался, включив под веянием времени в картину пару шуток, от которых матерый практолог зардеется, как пионерка на первом свидании.

Выбор читателей