Ударим "Жигулями" по буржуинам!

Сделать свой товар наиболее привлекательным и конкурентоспособным – нелегкая задача. Гораздо проще еще "на старте" поставить противника в невыгодные условия, а покупателя лишить права выбора

Спасение утопающих давно перестало быть делом самих утопающих. Особенно если они не являются "акулами" бизнеса или даже просто с трудом держатся на плаву в волнах российской экономики. Рыночные постулаты – спрос и предложение – иногда просто игнорируются, и ура-патриотическая кампания под девизом "Поддержим (спасем) отечественного производителя" продолжается на радость всем. Очень трудно понять, зачем вкладывать деньги в производство не пользующегося спросом товара вместо того, чтобы пустить их на доведение его до приемлемых стандартов. Но на это, вероятно, есть свои причины стратегического характера.

В любой стране мира существуют традиционно лидирующие отрасли. В нашем случае это космос и балет (шутка), а также еще некоторые направления. Автомобилестроение никогда не было нашей сильной стороной. Я не имею в виду танки, вездеходы, огромные супертяжеловозы. Речь идет о легковом автотранспорте – машинах для индивидуального пользования. Здесь мы безнадежно отстаем и по модельному ряду, и по безопасности, и по надежности. Вместо того, чтобы работать над искоренением этих автомобильных проблем, правительство пошло на традиционный для России шаг: "не пущать" старые иномарки на российский рынок. А поскольку просто запретить их ввоз в страну нельзя (у нас свобода выбора!), нужно создать для этого экономически невыгодные условия, что и сделали с большим успехом.

Понятно, что с нового года цены на старые иномарки взлетят. В среднем на таможне за них придется выкладывать в полтора раза больший налог. "Ауди" станет дороже тысячи на четыре долларов, а БМВ – на восемь тысяч пятьсот. Цены на новые автомобили тоже, скорее всего, солидно подрастут, ведь нелогично продавать новую иномарку по той же цене, что и старую.

Разработанные меры, как уже неоднократно цитировалось, "должны защитить Россию от перспективы превращения в свалку старых машин". А тот факт, что 73% населения, согласно июльским опросам ВЦИОМ, в случае выбора предпочтут подержанную иномарку новой российской машине, правительство, очевидно, не интересует.

Показательная информация: в прошлом году в России был зарегистрирован 1 миллион 361 тысяча автомобилей. Из них российских – 930 тысяч. Остальные – иномарки, причем лишь 47 тысяч из них – новые. По-моему, тенденция очень четкая. Конечно, это непатриотичное заявление, но практически любая иномарка в возрасте 5-10 лет дает фору нашему автомобилю по всем показателям. Ни в одной стране мира нет такого понятия как "неудачная машина". Она может быть только качественной или бракованной; в последнем случае все расходы по ее ремонту несет производитель, или же машина подлежит замене. У нас же приведенную выше фразу понимает любой автомобилист и знает, что расшифровывается она как постоянная покупка запчастей, ковыряние в машине, поездки в автосервис и глухое раздражение, сменяющееся приступами безудержного гнева. В идеале при покупке автомобиля руководствуются теми качествами модели, которые наиболее устраивают будущего владельца. У нас же машину покупают исходя из того, насколько реже у нее выходит из строя тот или иной агрегат. Ну и из цены, конечно.

Автомобиль за 4-7 тыс. долларов – это машина для среднего класса. На новую иномарку средств не хватит, а с новой отечественной теперь могут возникнуть не только "ремонтные" проблемы. Возникает еще одна опасность: если Россия серьезно ограничит ввоз импортных автомобилей и не сможет нарастить объемы и ассортимент собственных автомашин, нарушив баланс спроса и предложения, тем самым будет создан дефицит, а значит, спровоцирован рост цен на отечественные машины. В правительстве это понимают. Этим и объясняются меры, предпринятые в отношении АО "АвтоВАЗ".

Контрольный пакет акций "АвтоВАЗа" будет в ближайшее время передан из государственного управления самому предприятию. Соответствующее постановление Министерство финансов РФ внесло в правительство РФ во вторник, 7 августа. Об этом, по информации ИТАР ТАСС, сообщил вице-премьер Клебанов по окончании совещания, посвященного развитию автомобильной промышленности. Он подчеркнул, что передача контрольного пакета акций заводу значительно повысит инвестиционную привлекательность этого предприятия – лидера российского автомобилестроения.

Решение о возвращении акций означает, что ВАЗ получил новый статус для перспективных инвесторов. Ведь в условиях рыночных отношений и действующего законодательства правительство не имеет права финансировать развитие частного бизнеса – это мировая практика, которую нельзя нарушать. Но предприятие не может заниматься развитием, не привлекая инвестиций крупных банков и финансовых структур. А чтобы привлечь какие-то средства, необходимо что-то предложить в качестве залога. Поэтому руководство "АвтоВАЗа" предложило снять залоговые обязательства с того пакета акций, который находился у правительства, и получило возможность распоряжаться ими как залоговым фондом при получении кредитов под развитие.

К сожалению, этих мер явно недостаточно. Отсюда стремление вынести производство тех автомобилей, которые сейчас выпускаются на ВАЗе, на другие предприятия и наладить выпуск ныне разрабатываемых или уже разработанных моделей. В частности АО "АвтоВАЗ" ведет переговоры об организации в Египте сборки машин. Об этом стало известно от председателя совета директоров "АвтоВАЗа" Владимира Каданникова. По его словам, в случае реализации проекта сборку будет вести местная организация из комплектов, поставляемых "АвтоВАЗом", и частично – из комплектующих египетского производства. По словам Каданникова, в рамках проекта в Египте может быть организована сборка с выпуском не более 10 тысяч вазовских автомобилей в год. Собирать в Египте, как ожидается, будут ВАЗ-2107 и "Нивы".

Кроме того, "АвтоВАЗ" на вышеупомянутом совещании объявил о своих планах: к 2005 году полностью прекратить выпуск старых моделей "Жигулей", а с 1 января 2006 – полностью обновить модельный ряд, в частности, запустить в массовое производство "Калину". Что мешало выполнить это ранее – непонятно, тем более что эта модель должна была встать на конвейер еще четыре года назад. "АвтоВАЗ" планирует запустить в серийное производство "Калину" по цене примерно 5-6 тысяч долларов и в целом увеличить выпуск машин на 300 тысяч в год.

Так правительство пытается защитить автомобилестроение от "интервенции". Почему меры по оказанию помощи свели к помощи конкретному предприятию – не совсем ясно. Защищать отечественную промышленность, безусловно, надо. Но помогут ли нашим автозаводам принятые меры? Утопающий, поддерживаемый со всех сторон, вовсе не спешит выплывать. Зачем суетиться, если конкуренции все равно не будет? "Нашу фирму знают, плачут, но берут" – снова заработал принцип "совковой" экономики.

Ну да, эти меры вроде бы оправданы экологическими, экономическими и другими причинами, но потребителю-то всё "выходит боком". Сделать свой товар наиболее привлекательным и конкурентоспособным – нелегкая задача. Гораздо проще еще "на старте" поставить противника в невыгодные условия. А покупателю остается выбор, но уже не между моделями, цветом, мощностями: мы можем купить отечественную, или подержанную отечественную, или старую отечественную машину, а желающие могут начать копить на "новую" иномарку.

Выбор читателей