Нулевая ничья в юбилейном матче

Ничья со сборной Греции продолжила серию невзрачных товарищеских игр сборной России. К ним наши футболисты подходят подчеркнуто рационально, на поле костьми не ложатся. Возможно, это и правильный подход

Эта игра стала ответным визитом сборной Греции к сборной России после матча, состоявшегося в феврале этого года на Крите. Как, возможно, помнят читатели, та встреча ознаменовалась на редкость легкомысленной игрой обеих команд в обороне, что в итоге и привело к итоговому счету 3:3. Матч, состоявшийся в среду в Москве, получился полной противоположностью февральскому. Крайне осторожная, с оглядкой на оборону игра соперников оформила в итоговом протоколе ничью со скучноватым счетом 0:0. Ну да обо все по порядку.

Стартовый состав сборной России порадовал присутствием долгожданного дебютанта Андрея Каряки, в остальном же неожиданностей не было. Универсал Смертин, который за три года в сборной не сыграл разве что на позициях нападающего да вратаря, на этот раз попробовал себя на правом фланге обороны. Место в воротах занял, как и ожидалось, "новый украинец" Александр Филимонов. Греки же, формально проводившие свой первый матч под руководством немца Отто Реххагеля, представили на суд московской публики довольно солидную компанию во главе с грозой голландских вратарей Никосом Махласом из "Аякса".

Матч с греками при всей своей внешней заурядности был, тем не менее, знаменателен – он стал пятисотым в истории нашей главной национальной команды. Однако первые двадцать минут встречи российские футболисты выказывали крайне мало желания отметить это событие яркой игрой. Греки в первой половине тайма выглядели поактивнее – при первой же возможности били по нашим воротам, нисколько не смущаясь расстоянием. Проходили у греческой команды и фланговые атаки, на правом краю их активный защитник Лакис раз за разом переигрывал Каряку с Ковтуном. Один из прострелов Лакиса мог увенчаться ударом Махласа с дистанции пяти метров, но опасную передачу прервал Никифоров.

Почему наши начали матч так пассивно? Во всяком случае, причиной невыразительной игры стал не газон "Лужников", о плачевном состоянии которого так много говорилось. Кстати, самая хлесткая характеристика была дана многострадальному "лужнецкому" покрытию именно после одного из наших матчей с греками. 23 мая 1993 года после отборочного матча чемпионата мира Россия – Греция тогдашний главный тренер сборной Павел Садырин шокировал любителей изящной словесности, заявив буквально следующее: "На этом говенном поле мы больше играть не будем!". Прошло восемь лет, на посту наставника нашей главной команды сменилось несколько человек, изменился и сам стадион, а вот газон "Лужников" по-прежнему продолжает вызывать серьезнейшие нарекания играющих здесь команд. Вчера поле страны "радовало" глаза болельщиков заплатками грязно-зеленого цвета и видными невооруженным взглядом многочисленными проплешинами. Впрочем, в садыринские времена на нем и вовсе не было ни травинки.

Однако, повторюсь, в данном случае пенять на состояние футбольного поля попросту глупо. Отсутствие у наших конструктивных идей и командной скорости неприятно удивляло, а попытки Мостового и Титова решить исход того или иного игрового эпизода за счет индивидуальных усилий на корню пресекались суровыми эллинами. Не получился, по большому счету, дебют у Каряки. Он, безусловно, очень старался, как мог поддерживал атакующие действия своих партнеров, но чаще всего терялся, не в силах принять относительно простое решение. Оборонительный аспект действий Андрея был еще менее впечатляющ. Его край "дышал", и греки, обнаружив эту слабость в нашей обороне, довольно умело ей пользовались. Хорошо, что пройдя Каряку, они встречали неумолимого Ковтуна, который, хорошенько врезав соперникам пару раз по ногам, нарвался в конце концов на очередной "горчичник".

К середине тайма игра выровнялась, но в зрелищном плане интереснее, увы, не стала. На тридцатой минуте некоторое оживление внес Бесчастных: ворвался в штрафную соперников и пробил в дальний от Элефтеропулоса угол, но тот мяч достал. "Сыны Эллады" ответили довольно опасным штрафным Карагуниса – мяч прошел рядом со штангой.

На последней минуте первого тайма Мостовому удалось продраться по центру, но Дабизас его оттеснил от мяча. Сразу после этого судья Яцек Гранат дал свисток на перерыв, а подбежавший к нему Мостовой, ухватив его за локоть, продемонстрировал арбитру, как именно в последнем эпизоде его опекал греческий защитник. И в дальнейшем по ходу матча Мостовой и Гранат не раз демонстрировали дружелюбное отношение друг к другу, постоянно обмениваясь репликами, улыбками и жестами, а по окончании матча наш полузащитник "распоясался" до того, что легонько стукнул малоопытного польского арбитра в грудь. Не сильно так, совсем уж по-приятельски.

Пресноватая игра российской сборной в первом тайме требовала от нашего тренерского штаба изменений в составе. Казалось, что игру способен оживить находящийся сейчас в блестящей форме Марат Измайлов, однако дебют юного полузащитника "Локомотива" состоялся несколько позже. Сразу же после перерыва Романцев бросил в бой Чугайнова, Аленичева, Гусева, Семака и превратившегося в яркого блондина Хлестова. Некоторое оживление в ход матча они действительно внесли. Особенно здорово вошел в игру Семак. Уже через пять минут после возобновления поединка он пасом в касание отправил Аленичева на рандеву с Элефтеропулосом, однако "наш человек в "Порто" этот шанс упустил, послав мяч рядом со штангой. Этим активность Семака не ограничилась: действуя весело и азартно, он успевал как в нападении, так и в обороне; приняв участие в одной атаке, тут же принимался за организацию другой. Вскоре после момента Аленичева он уже сам наносит удар с острого угла – греков спасает штанга. Однако Семак из игры не выключается и переадресовывает мяч под удар Бесчастных – мяч после его удара проходит теперь уже рядом со стойкой.

Казалось, что наша команда наконец-таки начала штурм греческих ворот, но этот отрезок в игре сборной России на поверку оказался лишь краткосрочной вспышкой. Осознавая, что игра вновь принимает вялотекущий характер, наши тренеры попытались оживить ее путем выхода на поле Измайлова и Попова. Последний заменил в атаке Бесчастных, которого трибуны проводили аплодисментами. Выход же на поле Измайлова хода игры, как это ожидалось, не изменил. Едва ступив на газон, Марат бросился спасать Россию в одиночку – всякий раз, приняв мяч, пытался обыграть сразу нескольких соперников. Конечно же, из этого мало что получалось. Ближе к концу матча, однако, молодому хавбеку удалось пару раз всерьез обострить игру, а его удар с линии за четыре минуты до конца был по сути последним шансом России склонить исход юбилейной игры в свою пользу. Увы, Элефтеропулос накрыл этот удар в нижнем углу своих ворот.

Греки, переждав всплеск активности российской сборной в первой половине тайма, вторую провели, пожалуй, поинтереснее наших. Не ставя перед собой больших задач, они довольно умело контролировали мяч, а однажды могли и забить. Рикошет от ноги нашего защитника нашел в штрафной ногу Зикаса, но его не очень уверенный удар отбил Филимонов. Уже в добавленное арбитром время греки получили право на довольно опасный штрафной, но Яннакопулос отправил мяч много выше ворот.

Игра нашей сборной в этой встрече очень напоминала матч Россия – Израиль, состоявшийся год назад. Правда, тогда столь же невнятная игра была увенчана победой, которую принес нам потрясающий дриблинг Бузникина. А через несколько дней в первом своем отборочном матче цикла наши, проявив мастерство и волю, обыграли на выезде швейцарцев.

Вчерашняя ничья со сборной Греции продолжила серию невзрачных товарищеских игр сборной России. К товарищеским играм наши футболисты подходят подчеркнуто рационально, можно даже сказать – вальяжно, на поле тоже костьми не ложатся. Возможно, это и правильный подход. Теплая дружеская атмосфера в сборной, про которую нам так любят рассказывать на пресс-конференциях, приводит к тому, что игроки, приезжая на сборы перед товарищескими матчами, больше стремятся к тому, чтобы пообщаться друг с другом, обсудить последние новости, словом, "потусоваться". В конце концов, большинство из них знает друг друга уже с десяток лет и ничего плохого в таком, возможно, не самом профессиональном подходе нет. Перед ответственными играми все не так. Здесь наши ребята выходят на поле биться, сражаться за результат. В конце концов, лучше быть настоящими "чемпионами мира", чем "чемпионами мира по товарищеским играм". Так что критика в адрес нашей команды за невыразительную игру в товарищеских матчах едва ли должна быть чересчур строгой. Ведь цыплят по осени считают, не правда ли? А у нас до осени, а точнее сказать – до двух подряд отборочных игр мирового чемпионата, еще есть две недели.

Впрочем, другой подход к товарищеским играм тоже имеет право на существование. Его-то и продемонстрировала во вторник вечером другая сборная России, молодежная. Здесь, правда, раздражитель был другой – сборная Франции, которая, кстати, является лучшей на континенте, а два месяца назад довольно ярко сыграла на первенстве мира в Аргентине. Однако российская молодежь, поразительно быстро прогрессирующая под руководством Валерия Газзаева, перед авторитетом именитого соперника не спасовала. Напротив, наши парни завелись и показали вместе с французами великолепный футбольный спектакль, а лучше сказать – триллер, ведь матч-то проводился в культовом месте мирового кинематографа, в Каннах. Дважды владикавказец Базаев и один раз питерец Кержаков заставляли начинать своих французских сверстников с центра поля. В итоге – наши парни победили со счетом 3:2.


Россия – Греция 0:0
Россия: Филимонов, Хохлов (Семак, 46), Никифоров (Чугайнов, 46), Смертин (Хлестов, 46), Каряка (Гусев, 46), Ковтун, Онопко, Карпин (Аленичев, 46), Титов (Измайлов, 62), Мостовой, Бесчастных (Попов, 70).
Греция: Элефтеропулос, Лакис, Венетидис, Дабизас, Аманатидис, К. Констанидис (П.Констанидис, 75), Георгиадис (Яннакопулос, 66), Загоракис (Кацабис, 82), Махлас (Харистеас, 57), Либеропулос (Зикас, 57), Карагунис (Вризас, 82).
Предупреждения: Дабизас, Георгиадис, Ковтун.
Судья: Гранат (Польша)

Выбор читателей