Непечатная мощь печатного слова

Азербайджанская газета выступила с памфлетом по адресу главы духовного управления мусульман Закавказья. Вдруг выяснилось, что шейх-уль-ислам не только никакой не аскет, но вроде даже приверженец однополой любви

Велик и мудр президент Азербайджана Гейдар Али оглы Алиев. К примеру, в августе он даровал своему народу новый алфавит. Алфавит этот на самом деле старый и чужой (латинский) и придуман задолго до появления не только Алиева, но и самого независимого Азербайджана. Переход на латиницу был осуществлен перед самой поездкой Алиева на неформальный саммит глав государств СНГ в Сочи. Вернулся оттуда отец нации, как говорится, в другую страну. Каждая газета выглядит как Wall Street Journal, каждый журнал – как Time. Алиев великодушно дал подданным целых три года, чтобы они привыкли к своему новому, необычному и приятному положению. Ведь закон о переходе с кириллицы на латиницу был подписан парламентом аж в 1992 году, но тогдашнему президенту Азербайджана, доктору филологических наук Абульфазу Эльчибею было не до этого: он был озабочен тем, как удержать власть. Не удержал. Прошло еще семь лет правления Алиева. Недосуг было заниматься алфавитом: сначала война в Карабахе, а потом уже алфавит; сначала нефть, молочные реки и кисельные берега, а потом уже самобытная культура; сначала подавить всяческую оппозицию, а потом уже написать в газетах латиницей, какая она плохая, тем более что никто ничего не поймет, потому что трудно гражданам выучить латинскую графику, все эти заморские буквы, и только пример братской Турции разве что вдохновляет, но три года – срок большой, все привыкнут.

Ан нет. Не все. Коллектив газеты "Импульс" отказался переходить на латиницу: заявил, что это приведет к резкому росту неграмотности в стране, да и вообще, какая уж тут латиница, когда и с кириллицей не все справляются, в отдаленных селах – тем более, а слово великого руководителя должно дойти до каждого азербайджанца, и т.д., и т.п. Власти среагировали на импульс довольно своеобразно. Они просто прекратили выпуск кириллической газеты, а главного редактора Матанад Алиеву вызвали в генеральную прокуратуру Азербайджана, невзирая даже на ее фамилию. Аналитики и наблюдатели немедленно принялись наблюдать и анализировать: а что бы это значило? Ведь "Импульс" – это азербайджанский аналог "Сегодня", говорили одни. Да-да, газета близка к тем кругам, которые сочувствуют экс-президенту Аязу Муталибову, поддакивали им другие. Но скандала не вышло. Газетой меньше, газетой больше – какая, слушай, разница, а?

Настоящий же скандал случился по совершенно иному, неожиданному поводу, который, тем не менее, связан как с прессой, так и с победным движением Азербайджана к освоению европейских ценностей. Ни с того ни с сего азербайджанская газета "Этимад" выступила с сатирическим памфлетом по адресу не кого-нибудь, а главы духовного управления мусульман Закавказья шейх-уль-ислама Гаджи Аллашукюр Паша-заде. Вдруг выяснилось, что шейх-уль-ислам не только никакой не аскет, но и страстный – в полном смысле этого слова – приверженец однополой любви. Газета поименовала его не Вашим святейшеством, а "голубым послом" Аллаха. Ужас обуял правоверных мусульман: неужто богомерзкие западные нравы проникли в самую цитадель закавказского мусульманства? И никому не пришло в голову, что Аллашукюр Паша-заде, быть может, лишь добра хотел для своей родной страны: прослышав, что на Западе процветает свобода личности, он вознамерился своим личным примером показать, сколь свободны его сограждане, дабы сердобольные иностранцы бросились давать кредиты Азербайджану в целях обеспечить достойное существование прогрессивного населения этой страны, в которой даже пастырь – да вы только посмотрите... Однако благими намерениями вымощена дорога в ад, и именно об этом непростительно забывать духовному лицу. Так что даже если теперь западные кредиты посыплются в Азербайджан как из рога изобилия, Аллашукюр Паша-заде сможет лишь горестно повторять вслед за Борисом Годуновым: "Я отворил им житницы, я злато рассыпал им, я им сыскал работы. Они ж меня, беснуясь, проклинали".

Мало что проклинали. Из той же газеты вдруг стало известно, что означенный глава духовного управления мусульман еще и "армянин", что в представлении авторов и, возможно, большинства читателей является едва ли не большим грехом, чем мужеложство и педофилия вместе взятые. Оправившись от потрясения, сам Аллашукюр Паша-заде подал в суд на газету, требуя защитить свою честь и свое достоинство по полной программе. Духовные братья шейха из Дагестана немедля вынесли смертный приговор главному редактору газеты "Этимад". В минувшую пятницу группа представителей мусульманского духовенства в Баку пыталась ворваться в редакцию газеты, очевидно, чтобы привести в исполнение приговор дагестанских товарищей, однако вызванная полиция помешала этому.

Случившееся имело колоссальный резонанс. Главное, что удалось доказать, – это то, что даже выходящие на латинице газеты способны донести слово к народу, а уж правдивое оно или нет, один Аллах ведает и через суд свое слово сообщит. Но действенность печатного слова явилась во всей своей мощи: попы стали громить редакции, журналисты – проповедовать мораль и нравственность, граждане – расхватывать тиражи газет. И лишь один Алиев Гейдар Али оглы оставался велик и прекрасен. Заботясь о том, чтобы быть услышанным всеми без исключения детьми своими, товарищами, гражданами, братьями и сестрами, бойцами армии и флота, он выступил не в газете, а по телевидению, дабы безо всякой латиницы изречь истинное слово. Было оно таким: "За последнее время в президентскую администрацию поступили сотни писем от представителей различных слоев населения республики с требованием наказать газету, оскорбившую честь и достоинство председателя Управления мусульман Кавказа. Газета должна понести наказание в соответствии с законом о защите достоинства и чести".

Тем самым Гейдар Алиев показал, кто настоящий пастырь народа азербайджанского.

Выбор читателей