Мадам, снимайте ваше ожерелье!

В 1997-98 годах по Ленинградской области прокатилась серия разбойных нападений. Жертвами преступников становились "челноки" – пассажиры коммерческих автобусов, отправлявшиеся в Москву за товаром

В 1997-98 годах по Ленинградской области прокатилась серия разбойных нападений. Жертвами преступников становились "челноки" – пассажиры коммерческих автобусов, отправлявшиеся в Москву за товаром. В заранее определенном месте автобус тормозил либо сотрудник ГИБДД, либо пассажир. Стоило автобусу остановиться, как в салон заскакивали несколько человек в масках и с оружием и начинался кошмар...

"Всем оставаться на своих местах!"

Костяк банды сложился осенью 1997 года. Идейными вдохновителями налетчиков стали два жителя Волхова – Михаил Гордеев и бывший старшина ГИБДД Геннадий Комаров – и некий Сергей, чью личность следствию так и не удалось установить. Понятно, что без хорошего "водилы" бандитам пришлось бы туго, и Комаров приобщил к "делу" своего бывшего коллегу Владислава Костина, у которого был личный "Форд Скорпио". Вскоре к застрельщикам присоединился ранее судимый Михаил Шушаков.

К первому нападению преступники готовились тщательно. Объектом нападения выбрали коммерческий "Икарус", принадлежавший супругам Романовым, на котором предприниматели из Тихвина ездили за товаром в Москву. Комаров, по роду своей бывшей работы прекрасно осведомленный о наиболее безлюдных участках дороги, определил место нападения: у деревни Деделево в Чудовском районе. Вечером 9 ноября 1997 года к автобусу подошел мужчина и попросил подбросить его до развилки на деревню Деделево. Владельцы автобуса согласились, и Гордеев – а это был он – сел в автобус.

Когда "Икарус" с коммерсантами остановился на повороте к Деделево, "попутчик", выхватив из карман пистолет ТТ, выстрелил в потолок и крикнул: "Всем оставаться на своих местах!". Пассажиры ошеломленно замерли, а в салон уже заскакивали остальные налетчики. Все они были в масках. Костин бросился к водительскому креслу, именно ему было поручено отогнать автобус на проселочную дорогу. Однако тут оказалось, что водитель успел вырвать провода зажигания из гнезда, и завести автобус не получилось. Вышла небольшая заминка, но машин на дороге не было, и налетчики решили потрошить предпринимателей "не отходя от кассы".

Коммерсанты расставались с деньгами неохотно, и бандиты – дабы пресечь на корню попытки неповиновения – применили силу. Один из налетчиков ударил заартачившегося "челнока" ногой в лицо. После такой "наглядной агитации" пассажиры, а большинство из них были женщины, беспрекословно отдали наличные – в общей сложности 126 тысяч 804 рубля. Выйдя из автобуса, "романтики с большой дороги" прокололи его правый передний скат, разбили фары и уехали.

"Ты же их убил!"

После столь удачной "премьеры" Гордеев с Костиным съездили в Мурманск, где приобрели еще один пистолет. Там же, рассматривая стоящие в ожидании погрузки дальнобойные грузовики, они нашли еще одну "тему". "Дальнобойщик", следующий транзитом через Ленинградскую область и под завязку набитый рыбой, показался для бандитов весьма лакомым куском. Вечером 12 декабря у деревни Черенцово в Киришском районе появился... передвижной пост ГИБДД. У дороги стояла "шестерка" с синей полосой на борту и мигалкой на крыше, а рядом прогуливался инспектор, поигрывая светящимся гаишным жезлом.

Около половины восьмого показался грузовик. Ехал он осторожно, и великий конспиратор Гордеев (замаскированный под инспектора) рассмотрел мурманские номера. Взмах жезла, и грузовик "Вольво" остановился на обочине. Но сотрудник ГИБДД повел себя странно: открыв дверь, он приказал второму водителю, сидевшему на пассажирском месте, лечь на спальник позади сидений. После того как сменщик выполнил указание, ряженый "инспектор" сел в кабину, достал пистолет и потребовал у водителя Боданина документы и деньги. Шофер оказался неробкого десятка и попытался выбить оружие из рук бандита. Прозвучал выстрел, и Боданин с простреленной головой упал на сиденье. Гордеев развернулся к его сменщику и выстрелил еще раз. Второму водиле повезло больше: его ранило в правое плечо и касательно в челюсть. Он замер без движения, ожидая контрольного выстрела.

Тут, на его счастье, в кабину заглянул подельник, ожидавший Гордеева возле машины. "Ты же убил их!" – закричал он, увидев кровь, после чего силой вытащил убийцу из машины. Пока преступники пытались открыть дверь фуры, раненый Монахов воспользовался шансом. Превозмогая боль, он перебрался на водительское сидение, завел мотор и тронулся с места. Вслед раздалось несколько выстрелов, но преследовать его никто не стал.

"О, мадам, да у вас брюлики..."

В период с декабря 1997 до апреля 1998 года на дорогах Ленинградской области произошло еще несколько похожих нападений на автобусы и "дальнобойщиков". Но доказать причастность к ним уже знакомых нам лиц следствию не удалось. Последним преступлением банды стал налет на автобус, направлявшийся 21 апреля 1998 года из Волхова в Москву.

За несколько дней до дня "ч" к Комарову из Питера приехали знакомые – Александр Москаленко и Владимир Ерачин. Они хотели одолжить у состоятельного Комарова денег, однако тот предложил гостям "войти в долю". Позднее, на суде, Ерачин будет трогательно рассказывать, что и не предполагал, какую работу ему предлагают. Хотя потерпевшие в один голос утверждали обратное.

..."Работать" решили по уже опробованной схеме. В безлюдном месте Сосновоборского района "Икарус" остановил Москаленко, переодетый в форму сотрудника ГИБДД. Не мудрствуя лукаво, он вошел в салон и сразу достал пистолет. "Всем оставаться на местах! Это ограбление!" – проорал он и выстрелил в сторону водителя, разбив стекло на дверце. Через несколько секунд остальные бандиты оказались в автобусе. Ерачин и Шушаков отправились собирать деньги и драгоценности у коммерсантов, остальные бандиты обеспечивали прикрытие. Пакет, в который складывалась добыча, держал Ерачин. Его поведение заслуживает отдельного рассказа.

Двигаясь по проходу, он то и дело обращался к пассажирам:
– О, мадам, да у вас брюлики! Придется снять.
– Братан, чего копаешься? Деньги ты еще заработаешь. А жизнь одна.

У одного из пассажиров, мусульманина Ибрагимова, был с собой Коран, запакованный в специальную сумочку. По обычаям мусульман, к личному Корану не имеет права притрагиваться посторонний человек, тем более неверный. Ерачин, родившийся и долгое время живший в Казахстане, об этом обычае был осведомлен.
– Возьми, отец, – не раскрывая чехол, он протянул сумочку Ибрагимову, – я знаю, что там Коран.

Коран остался неоскверненным, за что Ибрагимов был чрезвычайно благодарен Ерачину. Однако это не помешало ему заявить иск на возмещение материального ущерба в 8 тысяч 850 рублей. Впрочем, не все предприниматели оказались ограблены "подчистую". Одна женщина не растерялась – как только прозвучало слово "ограбление", она быстренько сняла с рук два золотых кольца и спрятала их за щеку. Затем вытащила кошелек и разделила лежавшие там деньги. Большую часть засунула в сапог, меньшую пачку позже отдала грабителям, заявив, что больше ничего нет. В этот раз улов налетчиков составил 78 тысяч 346 рублей.

К 21 апреля на хвосте у банды уже "висели" сотрудники милиции. Шушаков и Костин были задержаны в тот же день, буквально через пару часов после последнего ограбления. Позже задержали Комарова, Москаленко и Ерачина. Гордееву и Сергею удалось скрыться.

Приговор

Приговор большинству членов банды был оглашен 10 августа этого года. Геннадий Комаров, которого суд признал виновным в создании банды (часть 1 ст. 209 УК РФ), разбойных нападениях (ст. 162 УК РФ) и незаконном хранении оружия (ст. 222 УК РФ) приговорен к 15 годам лишения свободы, с отбыванием срока наказания в колонии строгого режима. Бывший сержант ГИБДД Владислав Костин проведет на нарах 10 лет. Михаил Шушаков приговорен к 13 годам лишения свободы, причем, как ранее судимый, будет отбывать срок в колонии особого режима. Александр Москаленко, хоть и участвовал лишь в одном эпизоде, также признан виновным в участии в деятельности банды и приговорен к 12 годам лишения свободы. Владимир Ерачин признан виновным лишь в разбойном нападении и получил 8 лет. Михаил Гордеев объявлен в федеральный розыск и в международный розыск по линии Интерпола. Дело в отношении некоего Сергея выделено в отдельное производство.

Выбор читателей