У "Вымпела" еще много работы в Чечне

В июне этого года сотрудники спецподразделения ФСБ РФ "Вымпел" уничтожили арабского "генерала" Абу-Умара во время спецоперации в чеченском селении Майртуп... В эти дни легендарному "Вымпелу" исполняется 20 лет

20 лет – это так немного, особенно для суперсекретного подразделения госбезопасности, бойцов которого готовили к операциям в сельве Центральной Америки, африканских пустынях или на горных высотах Тибета. И все же два десятка лет – это очень немало, особенно если учесть, что за то время, когда менялись у нас власти и ценности, на счету суперменов из "Вымпела" – войны, сотни операций, десятки "горячих точек" и щекотливые ситуации, которые называют захватом заложников.

По словам заместителя директора Департамента по борьбе с терроризмом, начальника Организационно-оперативного управления ФСБ РФ генерал-лейтенант Владимира Козлова, отцами "Вымпела" можно считать Юрия Андропова и Юрия Дроздова – начальника отдела "нелегальной разведки" КГБ СССР.

– События в Афганистане наглядно показали, что необходимо иметь штатное подразделение для выполнения секретных задач вне территории СССР, – вспоминает Владимир Козлов. – Как известно, в декабре 1979 года специально созданные подразделения КГБ штурмовали дворец Амина в Кабуле. Задачу выполнили. Летом 1981 года на секретном совещании ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято принципиальное решение о создании новых структур в рамках КГБ. А уже 19 августа 1981 года председатель КГБ подписал приказ о формировании спецподразделения "Вымпел", предназначенного для проведения диверсионно-разведывательных операций вне территории СССР.

В принципиально новую оперативно-боевую структуру вошли оперативные сотрудники КГБ, большинство из которых окончили курсы повышения квалификации офицерского состава госбезопасности, участвовали в боевых действиях на территории Афганистана в отрядах "Каскад". "Вымпел" создавался для решения конкретных и очень сложных задач. Тут было не до совковой показухи и парадов. Практически сразу после создания (в апреле 1982 года) отряд под кодовым названием "Каскад-4" был переброшен в Афганистан, где спецназовцы разрабатывали и уничтожали бандформирования, вступали в переговоры с главарями, вычисляли караваны с оружием и наркотиками. А кроме Афганистана вымпеловцы проходили многомесячные стажировки во Вьетнаме, Никарагуа, Мозамбике, Анголе, на Кубе и во многих других странах. С 1988 года у бойцов спецподразделения появляются новые задачи – в республиках трещащего по швам Союза одна за другой вспыхивают "горячие точки". "Мы очень тяжело переживали то время", – говорит Владимир Козлов. Обучаемые выполнять секретные поручения вне пределов своего государства, сотрудники "Вымпела" вынуждены проходить крещение огнем в Тбилиси, Баку, Сумгаите...

...В августе 1991 года отряд был поднят по тревоге за день до объявления ГКЧП. Бойцов в экипировке, готовых к любому повороту событий, держали на базе в Балашихе. Однако, как вспоминают офицеры, реального приказа на штурм Белого дома так и не поступило. После путча началась реорганизация. "Вымпелу" были поставлены новые задачи, в том числе и операции против террористов. В 1993 году было принято решение о передачи "Вымпела" в ведение МВД. Из 278 офицеров отряда, которым тогда командовал Валерий Круглов, в МВД ушло 57 человек, а сам "Вымпел" переименовали в "Вегу". Возглавлявший тогда МВД Виктор Ерин взял "Вымпел" – "Вегу" под свой патронаж и это сильно помогло отряду, позволило сохранить его боевой костяк. Хотя кое-кого из профессионалов вымпеловцы все же потеряли.

Спецназовцы, став бойцами "Веги", не отсиживались в столице: отряд принимает активное участие в первой чеченской кампании, в том числе в Первомайском, Буденновске, Минеральных Водах.

Примерно тогда же у высшего руководства страны наступило прозрение, и группы "А" и "В" возвращаются к своим настоящим "родителям" – в структуры госбезопасности. 28 августа 1995 года Указом президента РФ Отряд "Вега" передается из МВД в ФСБ, ему возвращается старое название. Тогда же создается и Центр специального назначения ФСБ России, в котором есть направления "А" и "В". Легендарная "Альфа" специализируется на борьбе с террористами преимущественно на объектах транспорта, а секретный отряд "Вымпел" проводит контртеррористические мероприятия в основном на стратегических объектах государственной важности. Однако в той же Чечне любое разделение условно. И альфовцы, и вымпеловцы работают в горах бок о бок.

В "Вымпеле" с момента создания подразделения погибло 4 сотрудника. Первый офицер был убит под Кандагаром в Афганистане. Майор Ромашин пал смертью храбрых во время обороны здания общежития ФСБ в Грозном в августе 1996 года. В ходе нынешней кампании в Чечне погибло двое сотрудников. Один из них, майор Андрей Чирихин, получил смертельное ранение 28 августа 2000 года в селении Центорой. Тогда сотрудники "Вымпела" уничтожили группу террористов, специализировавшихся на минировании дорог.

Разумеется, именно в такие структуры, как "Альфа" и "Вымпел", должны поступать новейшие образцы вооружения и техники. Так, в скором времени в крупных городах подразделения антитеррора будут использовать небольшие маневренные вертолеты фирмы "Камов". По словам генерал-лейтенанта Владимира Козлова, на сегодня в 12-ти регионах созданы подразделения антитеррора, которые входят в Центр специального назначения ФСБ РФ.

Как рассказал генерал-майор Анатолий Исайкин, бывший заместитель командира "Вымпела", сотрудники этого элитного подразделения работают параллельно с бойцами специальных частей ГРУ. Задачи ведомств похожи, но имеют свою специфику. Так, если спецназ ГРУ, куда набираются и военнослужащие срочной службы, предназначен для диверсионной и разведывательной деятельности в условиях войны, то спецназ ФСБ России, где нет срочников – одни офицеры и прапорщики, готов действовать в любой точке земного шара. Например, готов к освобождению российских граждан, захваченных террористами в заложники буквально в любой стране мира. В полной боевой готовности бойцы спецназа вылетали в Армению и Израиль, были готовы к отправке в Саудовскую Аравию, где чеченские террористы захватили самолет "Аэрофлота".

Как рассказал сотрудник отряда "Витязь", Герой России полковник Александр Шуляков, чеченские полевые командиры находятся в зоне пристального внимания бойцов "Вымпела" и "Альфы". Сотрудники ФСБ уже успешно реализовали информацию по полевым командирам Бараеву, Абу-Умару, Радуеву. Итоги этих операций известны. На очереди другие, не менее "громкие" фигуры. Однако в вопросах нейтрализации главарей существует несколько проблем.

– Можно все сделать быстрее, но сколько тогда будет потерь у нас, сколько погибнет мирных жителей? – спрашивает Владимир Козлов и сам отвечает на вопрос. – Надо признать их (полевых командиров. – О.П.) фанатизм, их умение вести боевые действия. Кроме того, при проведении подобных операций принимаются решения по минимизации потерь как среди личного состава, так и среди мирного населения".

Кстати, насчет мирного населения. Во время уничтожения банды Бараева в селении Алхан-Кале, тело террориста оказалось спрятано в соседнем дворе, во владении человека, не имевшего отношения к боевикам, человеку, который считался Бараеву кровником. Тем не менее он молчал, скрывая тело главаря.

– Нельзя бить молотом по блохе, иначе мы будем изредка попадать, но разрушим все вокруг. – Александр Шуляков говорит, что выражает мнение всех бойцов отряда ФСБ РФ "Вымпел". – И о сроках говорить нельзя в этой обстановке. Есть ненависть, ожесточение людей, которые воюют против нас, есть помощь из-за рубежа и участие в чеченских событиях международных террористов. На Северный Кавказ идут финансы, проникают наемники. Сегодня в радиоэфире у боевиков в Чечне звучит большей частью не чеченская, а арабская речь. Это говорит о многом. Есть данные, что уже более половины боевиков – наемники, а большинство полевых командиров, которые принимают тактические решения, являются арабами. То есть сами чеченцы постепенно отодвигаются на второй план.

Партизанская война в Чечне может затянуться на долгое время. Это говорят профессионалы из "Вымпела", которые не раз смотрели смерти в глаза и посмотрят еще не раз, коль возникнет нужда. Быть готовым противостоять террору, а не ждать побед, упиваясь достижениями, – один из девизов бойцов "Вымпела", у которого еще очень много работы и на Северном Кавказе.

Выбор читателей