Дороги и дураки

Деньги на ремонт и строительство автодорог выделяются, причем очень немалые. Однако российские трассы, шоссе, проспекты, улицы и переулки находятся далеко не в идеальном состоянии. Почему так происходит?

Некоторое время назад меня посетила "здравая" мысль отправиться на машине в Крым. Поездка получилась не столько развлекательной, сколько познавательной, причем с совершенно неожиданной стороны. Пролегающая по территории двух государств, нескольких краев и областей дорога практически на всем протяжении оказалась одинаково плохой. Общее впечатление было таково, что со времен Второй мировой с ее танковыми атаками и бомбежками к ремонту дорог никто и не думал приступать.

Эта удручающая ситуация для нашей страны, к сожалению, слишком обычная. Было бы наивно предполагать, что со времен Гоголевских "дорог и дураков" что-то изменится. Ведь, как известно, русским проще изобрести вездеход, чем отремонтировать дороги.

Почему же российские трассы, шоссе, проспекты, улицы и переулки находятся на таком сиротском положении? Неужели никто не финансирует ремонт и строительство автодорог? Оказывается, деньги выделяются, причем очень немалые: в этом году федеральный бюджет выделяет на строительство дорог 25 млрд. руб., не считая дотаций региональным дорожным фондам. Казалось бы, все должно быть более чем хорошо, и наши автомобили давно должны летать по просторам Родины не хуже, чем по хваленым западным "хайвэям"...

Что же происходит? По данным Минфина, бюджетные затраты на дорожное строительство за прошлый год выросли на 65%, а протяженность российских дорог почему-то увеличилась лишь на 2,6% за последние 5 лет. Может, все средства пошли на ремонт ныне существующих трасс? Ничуть не бывало.

Вспоминается старый анекдот: за строительство стадиона на 10 тысяч мест прораба – под суд, бригадира – уволить, а готовое сооружение отдать под газетный киоск. К сожалению, приходится признать, что дорожное строительство – классический пример очередной бюджетной дыры, поглощающей деньги налогоплательщиков. А поскольку каждому налогоплательщику интересно, насколько эффективно государство расходует его деньги, проведем небольшую экскурсию по финансовым потокам, "впадающим" в дорожное строительство.

Итак, спешу вас обрадовать: в следующем году планируется увеличение ставки налога с владельцев автотранспортных средств, поступающего в местные бюджеты. Этот налог очень невелик, собирается из рук вон плохо (по информации ГИБДД, более 60% водителей его не платят), и даже с учетом повышения погоды не сделает. Тем не менее, само желание усилить материальную ответственность автовладельцев за содержание дорог – оправданно. За дороги должны платить те, кто их использует, с этим не поспоришь. Ставка налога на сегодняшний день составляет сумму, известную каждому, кто его платит. Это не так уж много. Если честно, за возможность пользоваться хорошими дорогами можно заплатить и побольше.

Но налог с владельцев автотранспортных средств не является основным источником финансирования дорожного строительства. Основную нагрузку несут так называемые пользователи автодорог. Налог на пользователей, который формирует территориальные дорожные фонды, снижается с 2,5% до 1%. Вместе с этим увеличиваются ставки поступающего в федеральный бюджет акциза на бензин – именно за счет него, по плану российского правительства, прирастет теперь финансирование отрасли. И теперь, хотя федеральный дорожный фонд с 1 января 2001 года ликвидируется, а местным территориальным фондам сохранена жизнь еще на три года, произойдет серьезное перераспределение денег в пользу федерального центра. Регионы остаются с плохими дорогами и надеждой на субсидии из Москвы.

Кстати, о регионах. Оказывается, в различных краях и областях совершенно разная стоимость одного километра дорог. Ее величина зависит от рельефа местности, удаленности от центра, наличия инфраструктуры и еще кучи факторов. Дороги делятся на "дорогие" (цена содержания 1 км выше средней по России) и "дешевые" (цена содержания 1 км ниже средней по России). Было бы справедливо, на первый взгляд, если бы в группу "дорогих" попали трассы, проходящие по северным регионам. Однако "дорогими" оказались шоссе не только на Сахалине или в ХМАО, но и в Нижегородской, Псковской, Калужской и Саратовской областях. Дороги же в Иркутской области, ЯНАО, Якутии и на Алтае обходятся сравнительно недорого.

Реформа, перераспределившая "дорожные" средства в пользу федерального центра, открывает путь широкомасштабным проектам с грандиозным размахом. Ведь общеизвестно, что получить деньги для ежегодного ремонта выбоин гораздо тяжелее, чем для строительства магистрали "европейского" уровня. Будет строиться больше современных магистралей федерального значения. Зато меньше денег, чем сейчас, останется для текущего ремонта городских улиц, а именно плачевное состояние обычных дорог, по которым приходится ежедневно передвигаться, наиболее волнует российских граждан.

В общем, надеяться на ремонт "раздолбанной" дороги, по которой вы едете на дачу, поминутно рискуя техническим состоянием автомобиля, не приходится, если это, конечно, не федеральная трасса. У нас с вами остается два варианта. Во-первых, произойдет чудо, и дорогу отремонтируют. Во-вторых, власти построят платную "альтернативную" дорогу, по которой можно будет передвигаться с комфортом для себя и автомобиля. Однако спасением для дорожной отрасли такие трассы явно не станут: их строительство безумно дорого, а состоятельных граждан, способных постоянно платить не только за бензин, но и за передвижение по дороге, в России немного. Соответственно, сроки окупаемости проектов по созданию платных шоссе теряются в о-очень отдаленном будущем.

Стало быть, остается только ждать – вдруг какой-нибудь зарубежный государственный деятель решит прокатиться по просторам нашей Родины не в бронированном поезде, а в бронированном автомобиле. Если же он двинется от Владивостока до Петербурга проселками, мы ему только спасибо скажем. Ведь нашим чиновникам придется отремонтировать все дороги, ибо в России кроме двух бед – дорог и дураков – присуща еще и неистребимая любовь к показухе.

Выбор читателей