В суд, все в суд! Часть 1

Судебная практика свидетельствует, что российский потребитель становится все грамотнее. Хотя значительную часть исков до сих пор составляют претензии к торговле и качеству товаров, появляются и невиданные ранее претензии

Говорят, в Америке образовалась целая социальная прослойка людей, зарабатывающих на жизнь исками к крупным компаниям о защите своих потребительских прав. К их услугам высококлассные адвокаты, консультанты, эксперты, всевозможные общества в защиту прав потребителей. У нас в стране тоже все это есть, но люди до сих пор идут в суд неохотно. И, между прочим, зря – отечественные общественные организации и государственные органы по защите прав потребителей накопили солидный опыт борьбы с недобросовестными производителями товаров и услуг.

Так, по данным за 2000 год, граждане подали в суды иски о защите своих прав потребителей в количестве 1158 штук. При этом 1118 исков рассматривалось судами с участием территориальных управлений МАП России, а 40 исков последние подали в суды самостоятельно – как в защиту конкретного гражданина, так и в интересах группы лиц и даже "в интересах неопределенного круга потребителей". К концу года по 487 искам были вынесены судебные решения в пользу потребителей. Потребителям возмещены убытки на сумму 3 миллиона 96 тысяч рублей и еще на 281 тысячу рублей возмещен моральный вред. А в 173 случаях иск исполнен "в натуре". Специалисты отмечают, что количество судебных исков год от года растет, и связывают это с возросшей правовой культурой потребителей. Кстати, благодаря этой самой культуре вырос и уровень правовой обоснованности заявляемых претензий.

Итак, если вас как потребителя обидели и не хотят исправлять нарушение, имеется возможность защитить свои права в суде. Можно подать иск самому либо обратиться в территориальное управление МАП России или одну из общественных организаций по защите прав потребителей. Последние вас и проконсультируют, и предоставят адвоката, чьи издержки, кстати, оплачивает проигравшая сторона, как и издержки суда. Как правило, эксперты этих общественных организаций могут просчитать заранее, насколько велики ваши шансы на выигрыш. Территориальные антимонопольные органы могут вас проконсультировать, собрать доказательства по факту правонарушения (включая экспертизу и экспертные заключения), помогут составить грамотное исковое заявление, кассационную жалобу, а также могут представлять ваши интересы в суде на всех этапах судебного разбирательства. И обойдется вам все это совершенно даром.

Правда, надо учитывать, что из-за большой загруженности и нехватки кадров работники территориальных управлений не всегда могут присутствовать на судебных заседаниях. Чаще всего территориальные антимонопольные органы вступают в процесс для дачи показаний по делу в виде письменного заключения. Но надо отметить, что письменные заключения антимонопольных органов имеют в судах большой вес. Более того: такие заключения, выданные территориальным антимонопольным органом по факту нарушения законодательства о защите прав потребителей, во многих случаях являются достаточным основанием для того, чтобы ответчик признал требования истца или стороны заключили мировое соглашение. Это способствует более быстрому восстановлению ваших нарушенных прав, правда, в этом случае вам, скорее всего, предложат поступиться неустойкой и компенсацией морального вреда.

Например, потребитель З. подала в Ленинский районный суд г. Кирова иск об исполнении обязательства по договору о долевом участии в строительстве квартиры, взыскании неустойки и возмещении морального вреда. Из материалов дела усматривалось, что ответчик при исполнении договора нарушил требования ст.ст. 4, 27 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Кировское территориальное управление МАП России вступило в процесс для дачи заключения по данному гражданскому делу в целях защиты прав потребителя. В результате заключено мировое соглашение, по которому ответчик передает истцу квартиру в собственность, а истец отказывается от взыскания неустойки и морального вреда.

В большинстве регионов страны суды довольно активно взаимодействуют с антимонопольными органами, собираясь на совместные семинары, совещания, "круглые столы" по проблеме защиты прав потребителей, поэтому любое участие антимонопольного органа в вашем деле лишним не будет. И даже там, где контакт не столь тесен (почему-то на Дальнем Востоке суды неохотно идут на контакт с антимонопольщиками), без помощи вас не оставят. Например, когда судья районного суда г. Томска не допустил представителя территориального управления МАП России к участию в процессе в форме дачи заключения, по устному ходатайству истца специалист управления участвовал в деле в качестве его представителя. Наиболее распространена практика участия антимонопольных органов в процессе в качестве третьего лица, ну и, как говорилось выше, вступление в процесс для дачи заключения.

Судебная практика свидетельствует, что российский потребитель становится все грамотнее. Хотя значительную часть исков все еще составляют претензии к торговле и качеству товаров, появляются и невиданные ранее претензии. К примеру, значительно увеличилось количество исков по поводу нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, в частности, по договору банковского вклада. В Пензе потребитель заключил с договор о срочном депозите сроком на один год с Пензенским отделением Сбербанка России. В течение года банк в одностороннем порядке снизил процентную ставку по данному договору и произвел расчет по выплате вклада в измененном размере. Потребитель обратился в суд с требованием о выплате процентной ставки согласно договору, а также выплате суммы за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Кроме того, он просил суд компенсировать моральный вред. Иск был удовлетворен частично – в компенсации морального вреда потребителю отказано, что теперь оспаривается антимонопольными органами.

Пример подают сами антимонопольщики, подавая иски в интересах неопределенного круга лиц при нарушении прав потребителей. Часто это касается действий естественных монополий. Так, суд г. Благовещенска рассмотрел иск Амурского территориального управления МАП России в интересах неопределенного круга потребителей о признании противоправным действий ОАО "А Связь" по включению в договор о внесении вклада в развитие связи, заключаемый с гражданами, условий о безвозмездном внесении ими денежных средств. В связи с "веерным" отключением электроэнергии в г. Кохма Ивановского района и Лежневского района Ивановской области в прокуратуру и в Ивановское территориальное управление МАП России поступали многочисленные жалобы населения, добросовестно оплачивающего данный вид услуги. Прокуратура Лежневского и Ивановского районов совместно с территориальным управлением подали иск в защиту неопределенного круга потребителей. Оба судебных решения вынесены в пользу истцов и вступили в законную силу. Государственная инспекция цен администрации Белгородской области обратилась с заявлением в Белгородский отдел территориального управления МАП России по Орловской и Белгородской областям о навязывании кассирами вокзала ст. Белгород потребителям при покупке железнодорожных билетов договоров добровольного страхования, заключаемых ОАО "Страховая фирма ЖАСО". Кассир одновременно является страховым агентом. По результатам рассмотрения дела по признакам нарушения потребительского законодательства Белгородский отдел территориального управления направил иск в интересах неопределенного круга потребителей о признании недействительными заключенных договоров страхования.

Как видите, закон защищает ваши права не только в магазине, но и всякий раз, когда вы являетесь потребителем не только товара, но и любой услуги – будь то уборка придомовой территории, консалтинговые услуги, помощь ветеринара вашей собачке или доставка тепла в ваш дом. Так что советую внимательно прочитать Закон "О защите прав потребителей" и всякий раз, когда вы считаете свои права нарушенными, обращаться за консультацией к специалистам. Поверьте, вы имеете гораздо больше прав, чем подозреваете.


Окончание следует

Выбор читателей