Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
Так, по данным за 2000 год, граждане подали в суды иски о защите своих прав потребителей в количестве 1158 штук. При этом 1118 исков рассматривалось судами с участием территориальных управлений МАП России, а 40 исков последние подали в суды самостоятельно – как в защиту конкретного гражданина, так и в интересах группы лиц и даже "в интересах неопределенного круга потребителей". К концу года по 487 искам были вынесены судебные решения в пользу потребителей. Потребителям возмещены убытки на сумму 3 миллиона 96 тысяч рублей и еще на 281 тысячу рублей возмещен моральный вред. А в 173 случаях иск исполнен "в натуре". Специалисты отмечают, что количество судебных исков год от года растет, и связывают это с возросшей правовой культурой потребителей. Кстати, благодаря этой самой культуре вырос и уровень правовой обоснованности заявляемых претензий.
Итак, если вас как потребителя обидели и не хотят исправлять нарушение, имеется возможность защитить свои права в суде. Можно подать иск самому либо обратиться в территориальное управление МАП России или одну из общественных организаций по защите прав потребителей. Последние вас и проконсультируют, и предоставят адвоката, чьи издержки, кстати, оплачивает проигравшая сторона, как и издержки суда. Как правило, эксперты этих общественных организаций могут просчитать заранее, насколько велики ваши шансы на выигрыш. Территориальные антимонопольные органы могут вас проконсультировать, собрать доказательства по факту правонарушения (включая экспертизу и экспертные заключения), помогут составить грамотное исковое заявление, кассационную жалобу, а также могут представлять ваши интересы в суде на всех этапах судебного разбирательства. И обойдется вам все это совершенно даром.
Например, потребитель З. подала в Ленинский районный суд г. Кирова иск об исполнении обязательства по договору о долевом участии в строительстве квартиры, взыскании неустойки и возмещении морального вреда. Из материалов дела усматривалось, что ответчик при исполнении договора нарушил требования ст.ст. 4, 27 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Кировское территориальное управление МАП России вступило в процесс для дачи заключения по данному гражданскому делу в целях защиты прав потребителя. В результате заключено мировое соглашение, по которому ответчик передает истцу квартиру в собственность, а истец отказывается от взыскания неустойки и морального вреда.
В большинстве регионов страны суды довольно активно взаимодействуют с антимонопольными органами, собираясь на совместные семинары, совещания, "круглые столы" по проблеме защиты прав потребителей, поэтому любое участие антимонопольного органа в вашем деле лишним не будет. И даже там, где контакт не столь тесен (почему-то на Дальнем Востоке суды неохотно идут на контакт с антимонопольщиками), без помощи вас не оставят. Например, когда судья районного суда г. Томска не допустил представителя территориального управления МАП России к участию в процессе в форме дачи заключения, по устному ходатайству истца специалист управления участвовал в деле в качестве его представителя. Наиболее распространена практика участия антимонопольных органов в процессе в качестве третьего лица, ну и, как говорилось выше, вступление в процесс для дачи заключения.
Судебная практика свидетельствует, что российский потребитель становится все грамотнее. Хотя значительную часть исков все еще составляют претензии к торговле и качеству товаров, появляются и невиданные ранее претензии. К примеру, значительно увеличилось количество исков по поводу нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, в частности, по договору банковского вклада. В Пензе потребитель заключил с договор о срочном депозите сроком на один год с Пензенским отделением Сбербанка России. В течение года банк в одностороннем порядке снизил процентную ставку по данному договору и произвел расчет по выплате вклада в измененном размере. Потребитель обратился в суд с требованием о выплате процентной ставки согласно договору, а также выплате суммы за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Кроме того, он просил суд компенсировать моральный вред. Иск был удовлетворен частично – в компенсации морального вреда потребителю отказано, что теперь оспаривается антимонопольными органами.
Как видите, закон защищает ваши права не только в магазине, но и всякий раз, когда вы являетесь потребителем не только товара, но и любой услуги – будь то уборка придомовой территории, консалтинговые услуги, помощь ветеринара вашей собачке или доставка тепла в ваш дом. Так что советую внимательно прочитать Закон "О защите прав потребителей" и всякий раз, когда вы считаете свои права нарушенными, обращаться за консультацией к специалистам. Поверьте, вы имеете гораздо больше прав, чем подозреваете.
Окончание следует
Судно моментально ушло под воду