Сколько будут бегать зэки с арбалетом?

Вчера стало известно, что один из четверых осужденных, совершивших побег из тулунской тюрьмы, уже задержан. В иркутском ГУИН уверены, что розыск остальных – дело времени

Вчера стало известно, что 39-летний Виталий Ермакимов – один из четверых осужденных, совершивших побег из тулунской тюрьмы, уже задержан. На ноги подняты все правоохранительные органы Иркутской области, более того, учитывая личности "побегаек" (а все они приговорены к длительным срокам лишения свободы за убийства), к розыску подключились правоохранительные органы Читинской области и Красноярского края, а из Москвы на помощь вылетела бригада специалистов. Но, несмотря на столь широкомасштабные действия и уверения оперативников в том, что "задержание остальных – дело времени", существует вероятность, что поймать всех преступников не удастся.

...Зэки бежали всегда. Неволя – дело такое. Сидит, вроде, человек спокойно, сувениры строгает, в тайге лес валит или в свинарнике дерьмецо убирает, но в один прекрасный момент на него накатывает... Ну не может он больше это терпеть! Тоска там, весна, еще что-нибудь... И срывается. Причем зачастую ему до официального освобождения – несколько месяцев, а за плечами уже не один год отсидки. Таких вот, полусвихнувшихся, ловят быстро. Куда обычно человек стремится? На волю, к жене или к маме. Там их благополучно и задерживают. На квартирах у подружек, подельничков или у родственников. Результат известен: поймали, отмутузили как следует (чтобы следующей весной крышу не срывало), накинули срок, только теперь вместо работы на свежем воздухе, в свинарнике, будет телогрейки шить.

Но существует и другая категория бегунов. Они из тех, кому уже нечего терять. Убийцы, насильники, словом, беспредельщики. Раньше, в советские времена, таких ставили к стенке. Ныне наши самые справедливые в мире суды просто отвешивают им сроки в 20-30 лет и оставляют гнить в тюрьмах. А осужденные, в свою очередь, не намерены тратить свои лучшие годы в неволе. Такие к побегам готовятся более чем тщательно и не останавливаются ни перед чем: берут в заложники женщин и детей, стреляют на поражение...

Заключенные, бежавшие из Тулунской тюрьмы, даже если судить по тщательно дозированной информации, предоставляемой общественности правоохранительными органами, относятся именно к "беспредельной" категории. По словам Бориса Гроника, начальника Главного управления исполнения наказаний по Иркутской области, ЧП в Тулунской тюрьме развивалось по следующему сценарию.

Во вторник в камеру к троим заключенным, вопреки всем существующим правилам, вошли двое охранников. Версия того, каким образом произошло сие вопиющее нарушение, приводится весьма хлипкая: дескать, осужденные по поручению самих охранников изготавливали на заказ сувениры. Однако вместо того, чтобы отдать своим сторожам и работодателям заказ, преступники набросились на них. Одного из вошедших оглушили, а затем из самодельного арбалета убили второго. После этого заключенные надели фуражки охранников и спустились на первый этаж, где дежурила женщина. Та, вместо того, чтобы начать стрелять и поднять тревогу, позволила взять себя в заложники. Выбравшись на свободу, преступники отпустили женщину. Сама надзирательница объяснила свой поступок тем, что "на них были фуражки".

Затем зэки выпустили из камеры еще одного преступника, вскрыли кабинет персонала тюрьмы и, выбив решетку, скрылись. Начальник ГУИН Иркутской области признает, что в этом деле еще много неясностей. По его словам, беглецы относятся к категории особо опасных преступников. Один из них был приговорен к 30 годам лишения свободы, двое получили по 26 лет тюрьмы, еще один – 24 года. Понятно, что подобные сроки за мошенничество или уход от налогов не дают, все преступники – убийцы.

Ночью четверка беглецов повстречалась с вооруженным патрулем. Запугав милиционеров деревянными муляжами пистолетов, они опять скрылись. Потом двоих преступников видели в поселке Вазея недалеко от Тулуна. А спустя несколько часов в Тулуне был обнаружен труп голого мужчины. Оперативники предполагают, что одежду с убитого сняли именно рецидивисты.

Естественно, на преступников была объявлена настоящая охота. По плану "Сирена", который введен на территории Иркутской области, милиция перекрыла все шоссейные дороги, вокзалы и аэропорты. В Тулун стянуты дополнительные силы из других городов, многие специалисты ГУИН отозваны из отпусков. Всем постам и патрулям переданы фотографии преступников и информация об их родственных связях.

Предпринятые меры дали положительный результат: 39-летний Виталий Ермакимов был обнаружен милиционерами и сотрудниками ГУИН в поселке Шуба Тулунского района, в десяти километрах от места заключения. Поиски остальных продолжаются. По одной из версий оперативников, преступники разделились на две группы. В записной книжке, которую беглецы обронили в камере, был указан примерный маршрут движения обеих групп и место встречи. Правда, в то, что убийцы, тщательно подготовившиеся к побегу, могли допустить подобный промах, верится с трудом. Поэтому сыщики не исключают, что оставленная "случайно" записная книжка вполне может быть ложным следом, по которому преступники пытались направить погоню.

В иркутском ГУИН уверены в том, что рецидивистов удастся задержать. Как говорят розыскники – это вопрос времени. Но при этом не уточняют, сколько его потребуется. Кстати, по сообщению пресс-службы ГУИН, пока шли поиски рецидивистов, сбежавших из Тулуна, были задержаны двое осужденных, которые ранее совершили побеги из других мест заключения. Это еще раз подтверждает, что рано или поздно найдутся все...

За достоверную информацию о каждом из беглецов обещано вознаграждение в несколько тысяч рублей, что может сыграть решающую роль в их поиске. Сейчас основной розыск ведется в лесах вокруг Тулуна. По мнению оперативников, преступники могут отсиживаться в каком-нибудь охотничьем зимовье: один из сбежавших, Николай Сухачев, известен как опытный таежник. У рецидивистов, имеющих такого проводника, имеются неплохие шансы существенно продлить срок пребывания на воле...

Читайте также

Выбор читателей