В суд, все в суд!
Часть 2

Особенно часто суды обижают потребителей при определении компенсации морального вреда: наблюдается устойчивая тенденция снижения судами размера компенсации по сравнению с затребованной истцом

Увы, редкая бочка меда обходится без дегтя. Неактивность населения на ниве судебной защиты своих прав не дает наработать достаточную прецедентную практику. Особенно часто суды обижают потребителей при определении компенсации морального вреда: наблюдается устойчивая тенденция снижения размера компенсации по сравнению с затребованной истцом. Например, вследствие перепада напряжения электрической сети в квартире гр-на А. произошло возгорание проводки и пожар. Были уничтожены вещи на сумму 55.250 руб., повреждено имущество на сумму 10.500 руб., стоимость ремонтно-восстановительных работ составила 39.962 руб. В исковом заявлении потребитель просил суд взыскать с ответчика сумму понесенного ущерба, а также моральный вред в размере 2000 рублей. При вынесении решения суд снизил размер компенсации морального вреда до 500 руб. без обоснования причин. Между тем антимонопольные органы посчитали, что в данном случае суд должен был даже увеличить размер компенсации морального вреда против заявленного истцом, так как понесенные им в результате пожара физические и нравственные страдания явно стоят большего.

Зачастую суды необоснованно снижают неустойку за нарушение прав потребителей. Например, в Ярославле потребитель С. обратился в суд по поводу нарушения законодательства о защите прав потребителей, выразившегося в непредоставлении необходимой и достоверной информации в отношении приобретенного им холодильника-морозильника. Суд удовлетворил исковые требования частично, снизив сумму рассчитанной в соответствии с законом "О защите прав потребителей" неустойки за просрочку выполнения требований потребителя в 6 раз.

В таких ситуациях есть смысл подавать кассационную жалобу, опираясь на то, что суд не дал в своем определении обоснований снижения компенсации морального вреда или неустойки, либо данные обоснования неправомерны: в случае обжалования части судебного решения, само решение о признании вашей правоты по существу иска не будет пересматриваться.

К слову, суды имеют право наложить на нарушителя ваших потребительских прав штраф за уклонение от добровольного удовлетворения ваших требований. Таким правом вовсю пользуются многие суды, так как 50% штрафа идет в местный бюджет. Правда, просить суд о таком наказании вы не можете.

И все-таки основной причиной того, что обиженные и обманутые потребители не идут в суд, является не страх проиграть дело или получить недостаточную компенсацию. Главное, отчего мы предпочитаем махнуть рукой и не связываться, – судебная волокита. Да, суды у нас перегружены, и рассмотрение вашего дела может затянуться. Здесь надо просто запастись терпением и осознанием того, что судебная защита для вас – не способ мести, а способ получить причитающееся вам по закону. Но есть моменты, когда вы можете и должны высказать свой протест и против действия суда.

Например, ответчик не является на заседание. Суд откладывается, вы вначале кипите, потом остываете и махнув рукой оставляете "это безнадежное дело". Между тем вы вправе потребовать от суда рассмотреть дело и принять решение заочно – в случае неоднократной неявки в суд надлежащим образом извещенного ответчика. Правда, закон не устанавливает: неоднократно – это сколько? Но на практике такое требование рассматривается уже на третьем заседании. Весьма способствует явке ответчика на заседание наложение ареста на его счета и имущество. Это, кстати, и хорошая профилактика умышленного банкротства ответчика, против которого поданы значительные иски. Кроме того, на надлежащим образом извещенного ответчика, не явившегося в суд без уважительной причины, может быть наложен штраф.

Еще одна уловка нарушителей: регистрация своей компании в другом регионе. Часто это российские оффшоры, такие как Калмыкия или Алтай. К сожалению, суды часто отказываются принять иски потребителей по месту жительства с последующей их передачей в суды по месту нахождения ответчика. В таком случае вы должны указать, что закон "О защите прав потребителей" дает вам право на альтернативную подсудность и такой отказ от принятия заявления неправомерен. Как правило, такие жалобы удовлетворяются.

Например, Калужский районный суд не принял к рассмотрению исковое заявление о замене холодильника "Электролюкс" с выявленными существенными недостатками. Ответчиками по делу привлечены Компания АБ "Электролюкс-Мариештад" (Швеция) и представительство "Электролюкс" в России, находящееся в г. Химки Московской области. Согласно определению Калужского районного суда, данный иск рекомендовано подать в соответствии со ст. 117 ГПК РСФСР по месту нахождения организации или имущества юридического лица, а также с соблюдением Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса от 01.03.54. На указанное определение была подана частная жалоба, впоследствии удовлетворенная судебной коллегией по гражданским делам Калужского областного суда. Дело направлено на рассмотрение в районный суд.

Что по-настоящему серьезно, так это невозможность взыскать присужденные вам деньги с ответчика. Прежние махинации с "обнулением" счетов и уклонением от уплаты с введением института судебных приставов уходят в прошлое. Имейте, кстати, в виду, что обратиться к судебным приставам в обеспечение сохранности имущества и денежных средств ответчика вы можете с самого начала судебного процесса. Если вы боитесь, что ответчик "уведет" свои активы, а сумма вашего иска достаточно велика, сделайте это обязательно. Потому что в случае банкротства или прекращения деятельности вашего ответчика получить присужденные вам деньги будет весьма проблематично.

Например, по иску гр-на Л. о передаче квартиры по договору "о долевом строительстве" на основании решения суда истцу выдано свидетельство о праве собственности на квартиру, присуждена неустойка и компенсация морального вреда. В то же время присужденные потребителю денежные суммы реально не взысканы, так как ответчик находится в состоянии банкротства, а в этом случае исполнительные действия прекращаются. Как показывает практика, в подобных случаях действенным способом получения присужденных денежных средств является направление судебному приставу-исполнителю заявления с просьбой не приостанавливать исполнение решения суда в части взыскания в пользу потребителя компенсации морального вреда.

И последнее: если ваш ответчик – лицо совсем уж безответственное и является злостным нарушителем закона о защите прав потребителей, антимонопольные органы вправе предъявлять в суды иски о его ликвидации. На практике такие иски являются исключением и предъявляются в основном в случаях высокой степени опасности нарушений, но можете все-таки поинтересоваться, не слишком ли ваш обидчик "проел плешь" антимонопольным органам. Возможно, ваше дело и будет "последней каплей".

В заключение скажу, что бороться за свои права трудно, но стоит. Целесообразен такой порядок действий: вначале предложите устно устранить нарушение – вернуть деньги, обменять товар (или оказать аналогичную услугу), снизить первоначальную цену, устранить дефект. Сроки ставьте конкретные, жесткие и сжатые: если говорят "завтра", сразу предупреждаете, что послезавтра вы уже приносите письменную претензию.

Письменная претензия с предложением устранить нарушения подается на имя руководителя, копию оставляете себе, заверив ее у его секретаря. Если претензию не берут, посылаете заказным письмом с описью вложения. Уже на этом этапе есть смысл проконсультироваться с юристом организации по защите прав потребителей или работником антимонопольного органа: возможно, вы занижаете свои требования. Обязательно указываете сроки устранения нарушения, по истечении которых вы обращаетесь в суд.

В суде вам уже необходима помощь профессионального юриста, желательно имеющего практику защиты потребительских прав. Лучше, если вы обратитесь и в общество защиты прав потребителей, и в свое территориальное управление МАП России. Не надо ограничивать себя в требованиях: суд вряд ли даст вам больше, чем вы просите. Поэтому смело включайте в иск требования о компенсации морального вреда, неустойки и других предусмотренных законом выплат. После принятия судом вашего заявления проконсультируйтесь, не следует ли прибегнуть к помощи судебного пристава.

Суд может предложить вам мировую: практика показывает, что даже самые "упертые" нарушители к этому моменту готовы удовлетворить ваши требования. Думая, соглашаться ли, примите во внимание, насколько велика, по сравнению с суммой за причиненный вам ущерб, сумма других выплат – неустойки и морального вреда. Бывают случаи, когда материальные потери гораздо меньше моральных: например, если вам в стоматологической клинике изуродовали улыбку. В этом случае лучше не соглашаться на мировую, при которой от вас потребуется снять нематериальные претензии.

В ходе судебного процесса не пытайтесь понравиться судье своей покладистостью: заявляйте протесты и оспаривайте доводы, которые считаете неприемлемыми и противоречащими законодательству. Имейте в виду: в случае подачи апелляции и кассационной жалобы ваша покладистость сослужит вам недобрую службу. Впрочем, эмоции в зале суда тоже неуместны: мало того, что судьи тоже люди, замордованные непрерывной чередой тяжб, за неуважение к суду вас могут вывести из зала и даже привлечь к ответственности. Об обжаловании судебного решения говорить не буду: если вы дойдете до этого этапа, то уже сами сможете давать консультации. Но я желаю вам обойтись без такого опыта.

Читайте также

Выбор читателей