Готовы ли США выйти из Договора по ПРО?

Американские официальные лица опровергли сообщения о том, что Вашингтон установил крайний срок для достижения договоренности с Россией по поводу внесения изменений в договор по ПРО

Белый дом и Госдепартамент США настаивают на том, что Вашингтон никаких сроков для достижения договоренности с Россией по поводу внесения изменений в Договор по ПРО от 1972 г. не устанавливал. Такое заявление последовало после того, как заместитель госсекретаря США Джон Болтон после консультаций в Москве заметил, что Вашингтон может в одностороннем порядке выйти из Договора по ПРО уже в ноябре. По его словам, это произойдет, если к концу осени, когда президент Путин должен посетить США, не удастся достичь прорыва на переговорах об американском проекте системы ПРО.

Администрация Джорджа Буша хотела бы достичь договоренности с Россией, которая позволила бы Вашингтону разрабатывать новую систему противоракетной обороны. При этом США не скрывают, что в случае неудачи Белый дом воспользуется особо оговоренным в Договоре по ПРО правом выйти из него в одностороннем порядке. Как сказал Болтон, США уведомят российскую сторону о подобном решении не меньше чем за полгода до даты предполагаемого выхода.

Следующий раунд российско-американских консультаций по вопросам стратегической стабильности пройдет еще до сентябрьской поездки главы МИД РФ Игоря Иванова в США. Нынешние же консультации заместителя главы МИД России Георгия Мамедова и заместителя госсекретаря США Джона Болтона, как и предполагалось, ничего неожиданного не принесли.

США предлагают России вместе выйти из Договора по ПРО от 1972 г. и рассмотреть возможности сотрудничества в создании систем ПРО. По словам Болтона, "угрозы для России со стороны некоторых стран-изгоев могут быть еще больше, чем для США". Поэтому, по логике американцев, Россия также должна быть заинтересована в выходе из Договора по ПРО.

Представители российской стороны, в свою очередь, вновь подтвердили принципиальную позицию России в поддержку Договора по ПРО от 1972 года. "Консультации показали, что у России и США есть много общего в позициях по укреплению стратегической стабильности. Так, обе стороны заинтересованы в нераспространении ракет и ракетных технологий, выступают против терроризма. Однако США пока не готовы к обсуждению проблемы ПРО в тесной взаимосвязи с сокращением стратегических наступательных вооружений. Российская делегация с терпением и пониманием отнеслась к этому, пытаясь определить подходы американской стороны к решению важнейших проблем безопасности", – сообщил ИТАР-ТАСС эксперт в МИД РФ.

В то же время, комментируя прошедшие российско-американские консультации, газета The Washington Post считает, что США вполне могут и не выходить в одностороннем порядке из Договора по ПРО, продолжая при этом разработку НПРО. Для этого администрации Джорджа Буша следует предложить создание противоракетной обороны, направленной только против ограниченного ракетного удара со стороны "стран-изгоев" или террористов.

В последнее время Россия проявила готовность изменить в Договоре по ПРО, пишет газета, запреты на оборонительные вооружения, если это будет происходить одновременно с сокращением числа ядерных боеголовок. Именно этой альтернативы и стоит придерживаться, считает The Washington Post. Российские военные хотят сократить свои стратегические наступательные вооружения, так как на их поддержание требуются значительные средства и большое количество обслуживающего персонала. США также могли бы сократить свой ядерный арсенал.
Однако не стоит рассчитывать на то, что Москва не в состоянии будет наращивать свой ядерный потенциал. В случае одностороннего выхода США из Договора по ПРО Россия наверняка попытается это сделать.

По мнению газеты, бессмысленно сокращать наступательные вооружения (даже в одностороннем порядке) и при этом отказываться от явных преимуществ положений договора о контроле, открытости и увеличивающих доверие обеих сторон в переговорных процессах.

В течение почти 30 лет Договор по ПРО сохранял стратегическую стабильность и мир, ограничивая системы противоракетной обороны. Благодаря этим ограничениям, Москва и Вашингтон были уверены в своей способности адекватно ответить на агрессию.

В будущем же США и Россия также намерены сохранить некоторое количество ядерных боеголовок. При таком положении вещей обоюдное сдерживание является неизбежным элементом стабильных отношений между двумя основными ядерными державами, неважно, останутся ли они стратегическими партнерами или станут опять потенциальными противниками, заключает The Washington Post.

Выбор читателей