Правительство снова готово занимать

Бюджет-2002 не лишен серьезных "напряжений" и скроен "внатяг", но, с другой стороны, чего еще можно было ожидать от бюджета страны, совсем недавно пережившей девальвацию и финансовый кризис

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели. Подходит к концу август, унося с собой остатки летней расслабухи. Прошедшая неделя ознаменовалась началом подготовки к напряженной экономической осени – в начале недели на заседании правительства был одобрен проект бюджета-2002, внесенный Минфином.

Премьер Михаил Касьянов, открывая заседание правительства, не преминул заметить, что с новым бюджетом связаны "большие ожидания". Как бы уточняя, о каких именно ожиданиях идет речь, премьер заявил, что в России "порождаются позитивные ожидания в отношении перспектив развития экономики, энтузиазм в предпринимательской среде и у населения также является одним из серьезнейших факторов стимулирования экономического роста". Что же касается более земных материй, то еще одним, не менее важным ожиданием представителей власти от бюджета должна стать его повышенная, а желательно и абсолютная "проходимость" через парламентские тернии. Премьер вспомнил "убедительное пожелание" президента, чтобы бюджет-2002 оказался наиболее реалистичным, объяснив это тем, что "от профессиональной обоснованности проектировок бюджета во многом зависит избежание бюджетного торга в парламенте". Конечно, как показывает практика проведения через парламент предыдущих бюджетов, между профессиональностью/непрофессиональностью составления бюджетных "раскладок" и парламентским торгом связь отнюдь не настолько прямая, как кому-то хотелось бы, но это уже другая история. Желание же правительства, а заодно и президента, оставить депутатам как можно меньше "зацепок для торговли" очевидно. И все же, как показывает практика, сбываются далеко не все желания, включая и президентские. Позиция главы государства сводится к тому, чтобы в следующем году, в первую очередь, не допустить осложнений на внешнедолговом фронте и сформировать резерв для "пиковых" выплат по долгам в 2003 г., учитывая возможное ухудшение конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Что же касается депутатов, то здесь, как всегда, наличествуют интересы несколько иного порядка.

Неким "ноу-хау", на базе которого должен был быть построен бюджет-2002, оставалось его деление на две основные части: первая – собственно сам бюджет, посчитанный "внатяжку", исходя из минимального уровня экспортных цен, но несущий все свойства главного финансового документа государства; и вторая – стабилизационный фонд, формирующийся за счет превышения прогнозных показателей тех самых мировых цен на экспортируемые российскую продукцию и сырье.

Правда, в окончательном варианте, который и был одобрен правительством, идея стабилизационного фонда несколько видоизменилась. В результате было заявлено, что бюджет 2002 будет иметь профицит в размере 126,5 млрд. руб., назначение которого – выплаты по внешним долгам. Таким образом, возможные колебания мирового нефтяного рынка (если, конечно, российская нефть не упадет ниже 17$/баррель) фактически будут влиять только на размер профицита, не затрагивая основных параметров бюджета.

Справка:
Доходы федерального бюджета-2002 должны составить 1,995 трлн. руб., расходы – 1,868 трлн. руб., профицит – 126,5 млрд. руб. Процентные расходы составят 289,7 млрд. руб. (внутренние – 57,9 млрд. руб., внешние – 231,8 млрд. руб.), непроцентные расходы – 1,579 трлн. руб. В основу бюджета положена инфляция в диапазоне 10-13%, цена на нефть при определении доходной части – 22$/баррель, экономический рост 4,3%, размер ВВП 10,6 трлн. руб.

Надо сказать, что в некоторой степени данная конструкция остается достаточно рискованной, ибо выплаты по внешним долгам, о которых так заботятся власти, завязаны на такую нестабильную вещь, как конъюнктура мировых рынков. С другой стороны, правительство уже дало понять, что "в случае чего" можно будет прибегнуть и к другим источникам средств.

Рассматриваются возможности новых заимствований на внешнем рынке и получение доходов от приватизации. Ожидается увеличение объема внешних заимствований до $1,5-2 млрд., из которых на $1 млрд. будут выпущены еврооблигации, причем объем внешних заимствований увеличен по сравнению с первоначальными планами. Доходы от приватизации планируется получить на уровне 28-29 млрд. рублей, что также превышает предварительные ориентиры в 18 млрд. рублей.

Надо сказать, что предполагаемый план внешних заимствований выглядит достаточно взвешенным. Учитывая упрочение фундаментальных экономических показателей и авторитета России, есть шанс надеяться на успех нашей страны на мировом рынке капитала. Более того, заметно снизившийся уровень процентных ставок в мире делает внешние заимствования довольно выгодным способом привлечения капитала.

В целом, несмотря на наличие определенных спорных моментов, бюджет-2002 выглядит вполне достойно. В частности, большим его достоинством является тот факт, что, в отличие от прошлогоднего бюджета, в нынешний не закладывается схема реструктуризации долгов без достижения договоренности с кредиторами. Таким образом, предполагается, что деньги, которые России предстоит заплатить в соответствии с оригинальным графиком, будут заплачены.

Немаловажен и тот факт, что нынешний главный финансовый документ учитывает проведение реформ: реформы межбюджетных отношений, военной, социальной, пенсионной системы, продолжение налоговой реформы.

Конечно, бюджет-2002 не лишен серьезных "напряжений" и скроен, что называется, "внатяг", но с другой стороны – чего еще можно было ожидать от бюджета страны, совсем недавно пережившей девальвацию и серьезный финансовый кризис. И хотя вряд ли прохождение его через Госдуму будет гладким, главное – чтобы после этого, в силу неизбежных уступок парламентариям, бюджет не утратил свою структуру и не приобрел новых "тонких мест" вдобавок к уже имеющимся.

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей