Настоящая мафия

Мафия может быть только одна – сицилийская; любой другой выходец из Италии (не говоря уже об иностранцах) никогда не сможет претендовать на участие в этой организации

О мафии мы, казалось бы, все знаем. Во-первых, фильм "Крестный отец" смотрели (некоторые даже и не один раз), во-вторых, достаточно любую газету открыть, телевизор включить или радио, а там: бизнесмена какого-нибудь средь бела дня завалили – мафия поработала; бандюки друг дружку постреляли – мафиозные разборки; бензин ослиной мочой разбавили – тоже мафия... Не отстает от нашей и иностранная пресса: "В Европе действует русская мафия!", "Мафия орудует в Кремле!", "Русская мафия в Америке", и т.д., и т.п. Между тем никакой "русской мафии" не существует, равно как не существует американской, корейской, японской... и даже итальянской. Потому что мафия может быть только одна – сицилийская, так как любой другой выходец из Италии (не говоря уже об иностранцах), будь то ломбардец, неаполитанец, калабриец или сардинец, никогда не будет претендовать на участие в этой организации и не сможет стать ее членом. Для него это так же невозможно, как, скажем, негру вступить в ряды ку-клукс-клана.

Так что же собой представляет эта загадочная и страшная организация, окутанная легендами и мифами? Начнем с происхождения самого слова "мафия". Большинство из нас наивно полагают, что мафия, дескать, в переводе с итальянского означает – семья. И действительно, члены этого секретного криминального сообщества как бы являются членами одной семьи. Однако некоторые исследователи полагают, что слово "мафия" возникло в 1282 году, когда в Сицилии в ходе антифранцузского восстания родился клич "Смерть Франции, вздохни, Италия" ("Morete alla Francia, Italia anela"). Начальные буквы этого призыва и составляют слово "MAFIA". Но повсеместное (в пределах Италии) употребление это слово получило лишь в 1862-1863 гг., когда в Палермо с большим успехом шла комедия Джузеппе Риццотто "Мафиози из наместничества".

Появилась же мафия в конце XVIII века в треугольнике, на вершинах которого находятся города Палермо, Трапани, Агридженто. И до своего, так сказать, официального выхода в свет, что произошло приблизительно в 1870 году, была почти исключительно сельским явлением, а ее основные интересы были связаны главным образом с деревней.

Надо сказать, что в сельской местности Сицилии, где вплоть до 1860 года фактически сохранялся феодальный режим, свирепствовали разбойники, в чьи ряды стекались беднейшие крестьяне, беглые преступники, солдаты-дезертиры, а порой и монахи, изгнанные или сбежавшие из монастырей. Противостояли же разбойникам две основные силы: габеллотто (арендаторы, которые или сами обрабатывали землю, или же по частям сдавали ее внаем) и их подчиненные – единственные в сицилийской деревне люди, у которых были лошади и оружие, а также вооруженные правительственные отряды, созданные в 1812 году Бурбонами по требованию сицилийских аристократов. Причем отряды набирались на местах, и их участники были выходцами либо из отрядов "брави" (слуги помещиков, обученных обращаться с оружием), либо из людей габеллотто и действовали под прямым командованием дворян и габеллотто. Таким образом, в сицилийской деревне сталкивались между собой три войска: разбойники, вооруженные правительственные отряды и габеллотто с их людьми.

Между этими тремя вооруженными группами возникали конфликты, но у них были и общие интересы. Убийства чередовались с торгами и скупкой краденого скота и ворованных товаров. Иногда вооруженные отряды давали какой-нибудь шайке разбойников, после предварительного взноса соответствующей суммы, обещание воздерживаться от нападений. Иногда речь шла о поручении, заранее оговоренном с бандитами, отправиться на грабежи и разбой в соседние районы, а чаще – против конкретного феодала или землевладельца, так что от такого налета тайный вдохновитель преступления извлекал личную выгоду. Хорошие барыши приносили и похищения людей.

Высокопоставленный чиновник Лодовико Бианкини предупреждал короля, что в сицилийских деревнях почти все землевладельцы платят "отчисления" для умиротворения бандитов. А Пьетро Калло Уллоа, королевский прокурор в судебном округе Трапани, предостерегал Неаполь, что "здесь во многих сельских местностях существуют братства, или своего рода секты, именующие себя партиями, без особой окраски или политической цели, без собраний, без всяких иных связей, кроме зависимости от главаря, являющегося либо землевладельцем, либо священником. Они применяют различные средства, помогающие им, если это необходимо, то добиваться снятия какого-нибудь чиновника, то защищать его. Иной раз покровительствовать подсудимому, другой раз обвинить человека невиновного. Это как бы маленькие государства в государстве".

Эта и была мафия. Она навязывала свое господство в сельских местностях, установив там свой порядок и террор и выжимая из крестьян гораздо больше, чем это могли сделать бароны и габеллотто. В первые годы XIX века в Италии первенство по количеству убийств бесспорно принадлежало Сицилии.

В конце концов мафия превратилась в секретное сообщество со своей внутренней структурой и правилами, которые должны строго соблюдать ее члены.

Мафиози не становились, но рождались, потому что их корень – это кровь их семьи. Если ты не сын, не племянник или кузен мафиозо, сам ты уже не мафиозо. Браки в мафии заключались между семьями точно так же, как это происходило до сих пор с царствующими домами. Основу и суть самой мафии составляла семья мафиозо. Это была патриархальная семья, характерная для крестьянина. Основное правило в такой семье – подчиненность. Во главе семьи стоял отец, которому не обязательно было обладать большими достоинствами. Но ему и только ему принадлежало право решать, что следует делать каждому члену семьи, распределять доходы между ними, учить детей ремеслу. В семье благодаря жестокости обучения достигалось такое автоматическое повиновение, что сын отождествлял свою свободу лишь с полной слепой покорностью воле отца. Женщина, на первый взгляд, не имела общественного веса, потому что почти никогда не выходила за порог собственного дома, однако она имела гораздо большее влияние, нежели считали мужчины: она вела домашнее хозяйство и заставляла мужчин думать об увеличении доходов семьи. Бывали случаи, когда именно женщина побуждала мужчин находить новые способы обогащения. Женщина воспитывала детей и была хранительницей семейных традиций. В семье мафиозо именно женщина готовила детей для вендетты.

Для того чтобы сицилийца признали мафиозо, он должен был обладать определенными качествами. Никто в его семье не говорил, что существуют "общество и коллектив". Его с детства учили, что "мир враждебен, сулит угрозы и опасности, жесток и суров", и если ты хочешь достичь "богатства, власти и влияния", то должен "бороться против всего и против всех". Основная черта характера мафиозо – индивидуализм, все его помыслы сосредоточены только на достижении собственных целей. Мафиозо должен показать всем, что у него достаточно мужества: он должен уметь молчать, следовать закону омерта (круговой поруки). Он не может жить без оружия. Неуважение или обида, нанесенные достоинству мафиозо, должны быть публично отомщены, чтобы все видели его силу. Влияние и силу, позволяющие им действовать в обществе, приносят мафиози прежде всего преступления. "Дону", главарю семейства мафиози, постоянно нужно искать удовлетворения жажды власти. Из-за этого очень часто у него проявлялись параноидальные черты, такие как чрезмерная недоверчивость, болезненное стремление никогда не проявлять свои чувства и эмоции, доведенная до крайности подозрительность по отношению ко всем окружающим. Как отмечают исследователи, в среде мафии нередки проявления слабоумия, сочетающиеся с эпилептическими приступами.

Кровные узы между членами мафии не ослабевают ни с годами, ни на расстоянии. Предатель может предстать перед "комиссией", существующей в мафии, даже по прошествии многих лет, когда он уже не поддерживает отношений с другими мафиози.

С тех пор как с начала XIX века поднялась волна эмиграции членов мафии в США, "американцы" постоянно заключали браки с наследницами семей мафии, оставшимися на родине. В обществе семья сталкивается с другими семьями, следуя двумя путями: завязывая родственные связи и устанавливая дружеские отношения. Родственные связи предпочтительней. Было изобретено также искусственное родство – кумовство, которое возникает после исполнения роли крестного отца на крестинах и конфирмации или роли свидетеля во время бракосочетания. Дружба же является скорее системой знакомств и связей, при этом количество знакомств выставляется напоказ, потому что число друзей является одним из признаков общественного влияния отдельного мафиозо или всей семьи.

Управляет какой-либо общиной семья мафиозо через "коску" – объединение нескольких семей. Коска может быть в конечном счете результатом последовательных бракосочетаний, которые совершаются почти всегда только между семьями мафиози. Организована она хоть и на более высоком уровне, но все же как патриархальная семья, поэтому внутри нее самостоятельность отдельного мафиозо минимальна. Во главе ее стоит "капо" (глава), которого в зависимости от степени близости с ним называют "дон" или "дядя". Основу составляют "пичотти" – они служат подручными главе, которому обязаны полностью повиноваться.

Отношения между различными косками, как правило, дружеские, деловые. Однако когда между ними вспыхивает война, особенно если возникают спорные вопросы при определении границ соответствующих территорий, коски ведут ее до полного уничтожения соперников. В резню, тянущуюся порой годами, вовлекаются даже дети. Но война между косками – это не естественный путь разрешения конфликтов: убийства, вызывающие в обществе большое волнение, составляют лишь 10% всей преступной деятельности мафии.

Сицилийский ученый Монтальбано писал, что "письменные уставы" возлагали на мафиози соблюдение следующих норм: 1) обязанность помогать друг другу в кровном отмщении нанесенных оскорблений; 2) обязанность защищать и добиваться освобождения члена мафии, попавшего в руки правосудия; 3) право участвовать по решению вожаков в распределении доходов, полученных от выкупов, вымогательства, ограблений, краж и других преступлений; 4) обязанность хранить тайну под угрозой смерти, назначаемой отступникам решением соответствующего судебного органа мафии.

За нарушения того или иного пункта "устава" налагаются различные наказания, чаще всего это "предупреждение, предостережение, внушение и публичное покаяние". Впрочем, последнее применялось очень редко, потому что мафиозо, решивший искупить свою вину, не может сделать это открыто, иначе он потеряет свой престиж и влияние. Самый суровой приговор – смерть – выносится тогда, когда мафиозо отказывается понести менее тяжкое наказание. Но исследователи утверждают, что когда говорят, что какие-то главари или лица, занимающие в мафии высокое положение, "приговорены" к смерти, надо подходить к этому с некоторой осторожностью. Часто разговор о заслуженной "каре" – всего-навсего лишь маскировка, цель которой – скрыть, что убийца думал прежде всего о том, как ему добраться до командных высот и самому заменить в качестве главаря того, в чьих жилах текла родственная кровь. Настоящая же смертная казнь по законам мафии делится на два вида: осуществление права мести и наказание предателя.

Естественно, что система наказаний, принятая в мафии, требует существования группы лиц, обладающих правом и возможностью выносить приговоры, но исследователи до сих пор не знают, что это за группы.

Единственным местом, где мафиози публично говорят о мафии, становятся судебные процессы. Но они обычно используются обычно в качестве трибуны, чтобы заявить о себе.

При подготовке статьи использованы материалы книг "Тайные общества и секты" и "История мафии"

Выбор читателей