"Урожайная" оккупация Македонии

Не только НАТО будет пожинать плоды своей политики на Балканах. Для Македонии это тоже "жатва", только, в отличие от НАТО, дело может обернуться горькой жатвой национального позора, выросшего из зерен соглашательства времен натовских бомбардировок соседней Сербии

Президент Македонии отдает страну НАТО
Сегодня начинается миротворческая операция НАТО по разоружению албанских боевиков, носящая название "Essential harvest", что обычно переводят как "Основной урожай" или "Необходимая жатва". Название издевательски двусмысленное: хотя основной целью операции объявлен отъем (на самом деле – побуждение к добровольной сдаче) оружия у албанских повстанцев, фактически это оккупация войсками НАТО суверенной Македонии, что и является подлинным "плодом" всех предыдущих усилий альянса по милитаризации и стратегическому подчинению Балкан.

Но не только НАТО будет пожинать плоды своей политики на Балканах. Для Македонии это тоже "жатва", только, в отличие от НАТО, дело может обернуться горькой жатвой национального позора, выросшего из зерен соглашательства времен натовских бомбардировок соседней Сербии.

Несмотря на многократные нарушения соглашения о перемирии, Совет НАТО, по представлению европейского главкома Джозефа Ролстона, принял решение о вводе в Македонию войск численностью 3,8 тыс. человек. Ответственной за проведение операции назначили Великобританию, поэтому и основу контингента составляют британцы – 2 тыс. чел. Кроме того, в операции в той или иной степени принимают участия военнослужащие Венгрии, Греции, Дании, Италии, Испании, Канады, Нидерландов, Норвегии, Турции, Чехии, Франции. Вопрос об участии пятисот германских военнослужащих завис до среды из-за сопротивления бундестага, однако ожидается, что ярому стороннику участия немцев в союзнической операции Герхарду Шредеру все же удастся сломить сопротивление парламента. По расчетам военных, вся операция должна занять около 30 дней. Для сдачи-приема оружия открыто полтора десятка пунктов, преимущественно в городах Дебар, Куманово и Тетово.

Все выглядит благостно, хотя каждому нормальному человеку, в том числе и самим натовцам, не говоря уже о македонцах, понятно, что сдача оружия будет носить показной, косметический характер. Тут не то чтобы "есть сомнения", что албанцы сдадут большую часть находящегося у них оружия. Нет никаких сомнений в том, что они не сдадут почти ничего, а сама процедура превратится в оскорбительный для македонцев фарс. О том, что все будет именно так, можно судить уже по разнице в количественных оценках имеющегося у албанцев оружия. По данным македонских спецслужб, на руках у албанских сепаратистов находится около 85 тыс. единиц оружия. Сами боевики намеревались сдать до 2 тысяч единиц, но после торговли с натовцами согласились на 3 тысячи. Последняя цифра для НАТО оказалась вполне приемлемой, потому что соответствует их собственным количественным оценкам. Таким образом, македонские и натовские оценки разнятся в 28,3 раза! В этой разнице, даже если она окажется значительно меньше, уже заложена мина замедленного действия.

Впрочем, приводить какие-то цифры и взывать к здравому смыслу западного общественного мнения бессмысленно. Западным обывателям упорно вбивают в головы, что кризис в Македонии возник из-за стремления албанского этнического меньшинства обрести равные права с македонцами, и что международное сообщество, вводя свой миротворческий контингент, стремится, прежде всего, к урегулированию вооруженного конфликта между албанскими "повстанцами" и правительственными войсками. Искренне верить этому может разве что идиот, но для сохранения сытого душевного комфорта (ничего не вижу, ничего не слышу) – помогает.

На самом деле, обе албанские армии – освободительная армия Косово и Национально-освободительная армия Македонии (НОА) – создавались, вооружались и обучались на американские средства американскими и британскими специалистами. Он состоят как из этнических албанцев, так и из наемников-профессионалов. В данном случае, перед НОА была поставлена задача: под видом "повстанцев" вторгнуться в Македонию, захватить несколько населенных пунктов, внести дестабилизацию и посеять панику. Одновременно натовская агентура из числа албанцев, как постоянно проживающих в Македонии, так и тех, перед кем Македония гостеприимно и опрометчиво распахнула двери во время войны в Косово, начала проводить акции в поддержку сепаратистов, показывая, что "усилия албанских повстанцев" имеют под собой основания, т.е. проблема ущемления прав имеет место быть. Далее, в полном соответствии с планом НАТО, американская сторона стала давить на македонское руководство, чтобы вынудить его подписать "рамочное соглашение", дающее законные основания войскам НАТО под прикрытием миротворческой операции фактически оккупировать Македонию. В итоге македонские правители сдались. Впрочем, сопротивлялись они недолго, а может, и не сопротивлялись вовсе. Какое уж тут сопротивление, если в стране идет война, а руководство едет отдыхать на курорт. Так поступают только тогда, когда волноваться не из-за чего: сценарий давно расписан, роли распределены, и все идет по плану.

Исходя из этого, не трудно предположить, что будет дальше. Войска НАТО, конечно, никого не разоружат – кто же своих-то разоружает. Наоборот, они свяжут руки македонской армии, чтобы та не смогла оказывать сопротивление албанцам, даже если бы захотела. На страны, которые могли бы оказать помощь Македонии, будет оказываться давление, как это было сделано в отношении Украины, поставлявшей Македонии вертолеты. (Напомним, что как раз во время празднования 10-летнего юбилея независимости против этой страны были введены экономические санкции – якобы из-за неспособности украинского руководства бороться с пиратством на рынке аудио- и видеопродукции.) Позиции албанцев будут укрепляться. А из-за явного попустительства албанским сепаратистам со стороны НАТО и со стороны руководства страны, которое к тому времени может выродиться в полностью марионеточное, в македонском обществе будет нарастать недовольство, этническая напряженность и прочие дестабилизирующие настроения, которые можно будет использовать в качестве удобного предлога для еще более серьезного вмешательства НАТО в дела Македонии – нельзя исключить, что вплоть до окончательной потери последней своего суверенитета.

Цели нынешней македонской операции, равно как и предыдущей, косовской, вполне прозрачны и по способу их достижения, и по используемому этническому и политическому инструментарию. Да и против кого все это, в конечном счете, направлено, тоже ясно. Ну и какова же реакция этого самого "того"?

На недавнем украинском празднике президент Македонии Борис Трайковский встречался с Путиным. Собственно, ради этой встречи и прилетел. О чем говорили, никто не знает – встреча прошла без свидетелей. Но, думается, никаких судьбоносных, по-настоящему действенных решений, принято не было. Слишком поздно пить боржоми, когда почка отвалилась. Вряд ли у македонских властей наступило прозрение относительно намерений НАТО. Но если все-таки предположить, что угроза потери страны произвела сильное впечатление на утомленных курортами македонских политиков, то все равно ребята опоздали. На пресс-конференции, данной по итогам встречи, Владимир Путин приветствовал решение НАТО начать операцию по разоружению боевиков, но заметил, что она запоздала и сегодня уже не может решить всех проблем: "Если мы хотим действительно изъять оружие, то надо подумать, прежде всего, о перекрытии каналов поступлений новых и новых вооружений в регион". Ну что ж, в свете вышеизложенного предложение "подумать о перекрытии каналов" звучит как скрытое издевательство, впрочем, с изрядной долей самоиронии. А это качество необходимо политику.

Выбор читателей