Израильских девушек выманивали в Чечню

Похититель израильской девушки Умалатов, арестованный во время операции в Урус-Мартане, отправляется под Магадан. Его приговорили к семи годам лишения свободы

Булат Умалатов
В Нальчике завершен очередной громкий процесс, вызвавший интерес в России и Израиле. На скамье подсудимых оказался 22-летний житель чеченского селения Урус-Мартан Булат Умалатов, который обвинялся в похищении 17-летней гражданки Израиля Лауры Лихтман. В итоге Верховный суд Кабардино-Балкарии приговорил Умалатова к семи с половиной годам лишения свободы.

Умалатов выехал из Чечни еще после первой чеченской кампании и обосновался в Нальчике, где получил статус беженца. В 1999 году он познакомился с 17-летней израильтянкой Лаурой Лихтман, которая приехала на Северный Кавказ навестить бабушку. Двумя годами ранее вместе с родителями она выехала из Нальчика на постоянное жительство в Израиль. Вечером 11 июля 1999 года Лаура сказала бабушке, что поедет к подруге, вышла из дома и исчезла. Как установило следствие, ее знакомый Булат Умалатов вызвался подвести девушку на автомобиле, но переправил ее в город Терек, где с помощью сообщников Аушева и Куштова (они находятся в федеральном розыске.Г.П.) пересадил заложницу в другой автомобиль. Преступники заклеили Лихтман рот скотчем и, минуя все блокпосты милиции, вывезли ее в Чечню.

Похитители сразу выдвинули требование родственникам – миллион долларов. Однако потом снизили сумму выкупа до $500 тысяч. В итоге похищение получило международную огласку. Отец похищенной девушки, Виктор Лихтман, не имеющий таких денег, обратился к депутатам израильского кнессета, а те, в свою очередь, к министру иностранных дел Израиля.

Лауру Лихтман удалось освободить через несколько месяцев на территории Чечни. А 25 декабря 1999 года сотрудниками МВД и ФСБ под Урус-Мартаном был арестован и похититель Булат Умалатов. Его сообщники Аушев и Куштов пустились в бега и, по некоторым данным, скрываются в Чечне.

Примечательно, что Умалатов знаком с "работой" похитителей людей в Чечне на собственном опыте: в 1995 году в числе заложников оказалась его мать, возглавлявшая грозненский департамент образования. Женщину освободили родственники.

Во время следствия похититель выдвинул свою версию происшедшего, рассказав следователям, что таким образом стремился расплатиться с долгами. По слова Умалатова, бандиты одной из группировок поставили его "на счетчик", и ему не оставалось ничего другого, как только похитить девушку.

На суде, проходившем под председательством судьи Заура Кадзокова, присутствовала и сама бывшая заложница, которая взяла краткосрочный отпуск из расположения одной из израильских воинских частей. Лаура Лихтман заявила журналистам, что приехала в Нальчик не для того, чтобы посмотреть на подсудимого. Она хочет верить, что "в России люди, занимающиеся похищением других людей, понесут заслуженное наказание".

Лица еврейской национальности, как говорят в России, на Северном Кавказе стали прибыльным товаром в начале 90-х годов. Пик похищений пришелся на первую чеченскую кампанию и период с 1996 по 1999 годы. Так, в апреле 1998 года был похищен Олег Емельянцев. В заложниках оказались Роман Ашуров, Ошер Данов, Виктор Шварц, Абрам Ильягуев. Это лишь несколько фамилий из огромного списка людей, которых содержат в неволе. Среди них, помимо евреев, русские, украинцы, чеченцы, аварцы, армяне, осетины. Судьба многих людей неизвестна.

Выбор читателей