Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
Сегодняшний обзор короче обычного, всего два фильма, зато оба отличные. Это картины Такеши Китано, выпущенные компанией "Премьер" в серии "Коллекция Такеши Китано".
Сонатина (Sonatine)
Япония, 1993, 97 мин.
Режиссер: Такеши Китано
В ролях: Такеши Китано, Айя Кокумаи, Тетсу Ватанаби
Муракава большую часть времени молчит. Лишь однажды он сознается, что устал. Очень устал. Когда он никого не убивает, то не занимается ничем, просто сидит, глядя в пространство перед собой, или курит сигарету. Он устал от жизни. Он не боится смерти, потому что смерть положит конец страху смерти, из-за которого не стоит жить. Такеши Китано написал сценарий, поставил, смонтировал и сыграл главную роль. Он показал, что гангстерский фильм не обязательно должен быть наполнен глупыми диалогами, бесконечными перестрелками и реками крови. Он пошел дальше – часть действия вообще происходит за кадром. Из всей финальной разборки мы видим лишь отсветы автоматных очередей за темными окнами далекого особняка. Кто еще в кинематографе мог решиться на такое? У Китано насилие не балет – это молния. Мгновенно ударила, и все кончено.
Фильм бьет наповал. После просмотра создается впечатление, что яркие небоскребы Токио и заполонившие весь мир улыбающиеся японские туристы с неизменными фотоаппаратами – лишь внешняя мишура. Где-то там, в глубине, еще сохранился суровый самурайский дух феодальной Японии.
Китано через несколько лет после съемок "Сонатины" попал в автокатастрофу, в результате которой у него парализовало половину лица. Однако почти нет разницы в его мимике здесь и снятом после аварии "Фейерверке".
Жестокий полицейский (Sono otoko, kyobo ni tsuki)
Япония, 1989, 105 мин.
Режиссер: Такеши Китано
В ролях: Такеши Китано, Майко Каваками, Широ Сано, Шигеру Хираизуми
Первые кадры. Банда подростков забивает насмерть старика. Азума идет за одним из тинэйджеров, представляется, вежливо спрашивает разрешения поговорить с ребенком, поднимается по лестнице, негромко стучит в дверь, а затем избивает пацана, настойчиво советуя прийти завтра в полицию с повинной. Это его стиль.
Очередное расследование. Убит наркоторговец. Азума расследует дело, опираясь на перечисленные выше приемы и аргументы. Однако в этот раз расследование приводит его в родной полицейский участок. Он (участок) оказался насквозь коррумпирован, включая лучшего друга Азумы. А когда засветившегося друга убивают, наш герой без эмоций, по-деловому, принимается мстить. Передвигаясь по городу своей косолапой походкой, творит правосудие. Как он его понимает.
Думается, не открою тайны, если скажу, что в конце Азума погибает. Смерть главного героя уже стала торговой маркой фильмов Китано. И как всегда смерть не приходит неожиданно. Собственно, весь фильм (а быть может, и всю жизнь) Азума неутомимо готовится встретить смерть. Ведь что может быть важнее, чем умереть достойно?
Китано – антитеза Джона Ву. В их фильмах противостоят два подхода, две культуры. Яркий, иногда вычурный материковый китайский. И сдержанный, скупой на выразительные средства островной японский. Это противостояние длится много веков – посмотрите на архитектуру, одежду, сравните кун-фу и карате. Сейчас это различие выплеснулось на киноэкраны. В том числе наконец и на наши.
Судно моментально ушло под воду