Систему образования ждут перемены

Президиум Госсовета обсуждает вопросы реформы системы образования. Впрочем, большинство россиян выступает против основных положений новой программы - введения 12-летней системы обучения и замены единым госэкзаменом выпускных

На заседании президиума Госсовета, которое, как обычно, проходит под председательством президента, рассматриваются вопросы реформирования системы образования. Накануне Владимир Путин обсуждал эти проблемы с министрами и ведущими экспертами в области образования. Сегодня же программа действий рассматривается уже детально. Подготовила ее рабочая группа во главе с карельским руководителем Сергеем Катанандовым.

Согласно планам, система должна быть модернизирована в три этапа - в течение десяти лет. В итоге, как считают разработчики, образование в России станет более качественным и доступным.

Представленная новая программа, однако, не бесспорна. Например, большинство россиян – 63% – высказываются категорически против одного из основных ее положений – перехода на 12-летнюю систему школьного образования. По данным социологического опроса, проведенного Фондом общественного мнения, лишь 23% российских граждан ее поддерживают, причем подавляющее большинство этих людей детей школьного возраста не имеют.

Тем не менее, по словам министра образования Владимира Филиппова, эксперимент по введению 12-летней системы школьного обучения, который включен в концепцию "Образовательной политики России на современном этапе", будет завершен уже через два-три года. Кстати, с 1 сентября 2001 г. этот эксперимент начинается в Курской области.
Министр подчеркнул, что после подведения его итогов и в случае успешного проведения, изменится не столько количество лет среднего образования, сколько все содержание школьной образовательной системы. Реформа предполагает начало обучения с шестилетнего возраста, пересмотр всей школьной учебной программы, введение специального образования в старших классах.

Еще один спорный момент – замена единым государственным экзаменом привычных выпускных. По замыслу разработчиков программы, это нанесет удар по коррупции, ведь после удачной сдачи теста выпускникам школы уже не надо будет сдавать вступительные экзамены в ВУЗы, а значит и не придется платить институтским репетиторам. Правда, во многих ВУЗах полагают, что без вступительных экзаменов невозможно проверить качество знаний абитуриента.

Так, ректор МГУ Виктор Садовничий заявил: "Единый экзамен всего не решит, наоборот, может породить массу негативных моментов. И в том числе приведет к главному – понижению уровня принимаемых в высшие учебные заведения".
Пока же единый экзамен действует лишь в нескольких российских регионах в качестве эксперимента. Результаты подведут в 2003 году.

Еще один немаловажный момент в реформе образования –государственное финансирование обучения. Если тест для поступления в ВУЗ сдан успешно, то государство оплатит часть расходов на дальнейшую учебу.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов видит это так: "По результатам сдачи единого экзамена каждый должен получить некий государственный сертификат на определенное финансирование и соотносить его с ценой ВУЗа. Если хватит, то он учится бесплатно, только за государственные деньги. Если чего-то не хватает, он может доплатить, но в любом случае не оплачивает 100%". Таким образом, если абитуриент по своим способностям готов учиться в Высшей школе экономики, но у него не хватает денег на элитный ВУЗ, он должен выбрать себе что-нибудь попроще.

На поддержку реформы образования в России Всемирный банк выделил кредит в $50 миллионов. Первую часть этих денег получат три региона – Самарская и Ярославская области, а также Чувашия. Там-то уже и начала действовать новая экзаменационная система.

В то же время, глава республики Коми Юрий Спиридонов выступает за сохранение бесплатного базового обучения в стране. По его мнению, такая система должна обеспечивать хотя и "достаточно ограниченные государственные нормативы", но позволяющие обучающемуся продолжить образование на более высоком уровне.

Глава республики Коми также убежден в необходимости создания в стране широкой сети таких "нестандартных учебных заведений", как лицеи, гимназии, "где бы молодежь получала "не зашоренное" инструкциями образование". Однако полагает Спиридонов, за такое "нестандартное обучение" уже следует платить.

Спиридонов считает, передает РИА "Новости", что система образования в России должна измениться в сторону развития творчества преподавателей. "Пора положить конец так называемому всеобщему среднему учительству", - считает он. Для этого необходимо вводить квалификационный отбор школьных учителей через аттестацию в ассоциациях коллег-преподавателей.
А вот вопрос о том, вводить или не вводить 12-летнее образование Спиридонов считает "непринципиальным". По его мнению, значительно важнее не количественные, а качественные показатели преподавания в школах. И с этим трудно не согласится.

Между тем, в российские учебные заведения в новом учебном году придут 20 миллионов школьников и более миллиона студентов. Учителям уже к ноябрю в два раза повысят зарплату. Как считают в Минобразования, одной из основных задач реформирования образования является повышение социального статуса педагога, уровня его оплаты труда.

Выбор читателей