МВД поможет иностранным инвесторам. Насильно

Вряд ли бизнесменам понравится, что дела совместного предприятия находятся под "незримым оком" и одному Богу известно, что это "око" может в них углядеть

Во вчерашнем выпуске, со ссылкой на РИА "Новости", "Yтро" уже сообщало о заявлении начальника Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД РФ Алексея Орлова.

Напомним: по словам высокого чиновника МВД, ГУБЭП взяло под оперативный контроль наиболее крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала. "Мы рассматриваем сферу иностранных инвестиций как один из потенциальных объектов преступных посягательств, учитывая государственную важность проблемы привлечения зарубежных инвесторов в Россию", – подчеркнул Орлов на пресс-конференции в Москве.

Начальник ГУБЭП отметил, что работа в данной области уже ведется. Так, например, для контроля за расходованием инвестиционных средств в территориальных подразделениях управлений по борьбе с экономическими преступлениями создаются банки данных по проектам, в которых участвуют иностранные инвесторы. "Мы выступаем за создание федеральной системы раннего оперативного оповещения о неблагонадежных партнерах, а также новых видах и формах мошеннических действий", – заявил Орлов. Однако если сбор информации о финансовой деятельности субъектов хозяйственной деятельности, использующих иностранные инвестиции, уже начался, то пока остается только догадываться, на каких критериях будет основан анализ полученных данных и какие выводы из него могут последовать.

Как сообщил "Yтро.Ру" источник в УБЭП, ничего нового в заявлении не прозвучало – подобные идеи обсуждаются в силовых структурах довольно давно. Однако речь идет в первую очередь о контроле за расходованием инвестированных из-за рубежа средств, а не о контроле за самим процессом иностранных инвестиций. Правда, при этом практическое воплощение данных идей до сих пор видится весьма маловероятным, что связано с отсутствием у силовиков должного количества подготовленных специалистов, которые могли бы на соответствующем уровне обрабатывать и анализировать поступающую по оперативным каналам информацию. Что же касается непосредственно заявления г-на Орлова, то оно, по-видимому, было приурочено непосредственно к конкретному событию и имело общий характер.

Насчет привязки выступления к конкретному событию – похоже, так оно и есть. Начальник ГУБЭП сообщил, что в настоящее время следственными органами возбуждено уголовное дело по факту халатности, допущенной должностными лицами администрации Калининградской области при использовании иностранного кредита. Как сообщает MIGnews.com, по делу проходит бывший вице-губернатор области, которому предъявлено обвинение по статье "присвоение или растрата" и "легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем". Не исключено, что данный частный случай и послужил поводом для далеко идущих заявлений.

Встает вопрос, насколько оправданны подобного рода идеи и какими могут оказаться последствия их реального воплощения. Нет сомнений, что зачастую наблюдаются случаи использования нерадивыми российскими партнерами иностранных инвестиций не по назначению, попросту – их разворовывание. Безусловно, подобная практика недопустима в условиях необходимости привлечения иностранных инвестиций в страну. С другой стороны, не стоит считать современных иностранных инвесторов слепыми котятами, верящими на слово любой российской компании, предлагающей начать совместный бизнес. У иностранцев, идущих сегодня на российский рынок, поиск контрагентов поставлен достаточно четко, и "случайности" в этом деле исключительно редки. Заметная часть нынешних совместных бизнес-проектов затевается иностранными гражданами – выходцами из России, имеющими достаточное представление о "неожиданностях", подстерегающих инвесторов на российских просторах. Как показывает практика, если случаи хищений иностранных кредитов и прочих неподобающих действий по отношению к иностранным инвесторам и имеют место, то происходят они зачастую при наличии сговора представителей обеих сторон. Грубо говоря, два менеджера (российский и иностранный) договариваются о том, как, пользуясь доверием своих компаний, "кинуть" совместный проект на энную сумму. Конечно, на деле все выглядит не столь тривиально, но суть "операции" от этого не меняется. В этом случае никакие базы данных по нерадивым партнерам, созданные МВД, не смогут повлиять на ситуацию, а тем более ее предотвратить.

С другой стороны, вызывает сомнения, что углубленная разработка силовиками российских контрагентов на предмет выявления нечестных намерений по отношению к наивным иностранным партнерам будет воспринята на ура теми самыми иностранными партнерами, не говоря уже о российской стороне. Вряд ли бизнесменам, ведущим совместный проект, понравится, что дела предприятия находятся под "незримым оком" и одному Богу известно, что это "око" может в них углядеть. Другими словами, использовать собранные в единый банк данные о любой компании можно, что называется, "по усмотрению". Утечки результатов подобного рода "оперативных наработок" из правоохранительных органов конкурентам и в криминальные структуры, увы, отнюдь не редкость: и на старуху бывает проруха, да и зарплаты рядовых сотрудников силовых структур не так уж велики...

Таким образом, очередное напоминание о непроходящем желании силовиков узнать побольше о жизни российского бизнеса и его окружения, да еще и на законных основаниях, скорей всего не обезопасит, а только насторожит "наблюдаемых" с той и с другой стороны. Таковы уж особенности нашей действительности, и пока нет поводов считать иначе. Это не Америка... и даже не Африка. Это – Россия.

Выбор читателей