Автосалон-2001: Россия на автомобильном Олимпе

Практически на каждом стенде Московского международного автосалона-2001 красовалась российская или московская премьера, было две мировых – а это очень высокий уровень

Сегодня завершает свою работу Московский международный автосалон, который проходил в Экспоцентре на Красной Пресне. Это самое масштабное автомобильное мероприятие года, и не упоминал о нем только ленивый. Но все же вкратце напомню о том, что выставка организована ОАО "Автосельхозмаш-холдинг" (Москва) и акционерной компанией ITE Group Plc. (Лондон) при содействии ЗАО "Экспоцентр" и поддержке правительства Российской Федерации и города Москвы.

Автосалон-2001, проходящий под девизом "На автомобиле в ХХI век", является единственной автомобильной выставкой в России, одобренной Международной организацией производителей автомобилей OICA, Союзом международных ярмарок UFI и Союзом выставок и ярмарок России, стран СНГ и Балтии. Как видите, все очень официально и помпезно.

Автомобильные выставки такого масштаба проводятся в Москве с 1994 года, а значит, нам есть с чем сравнивать и что анализировать. Итак, начнем с того, как... можно было добраться до Экспоцентра в дни проведения автосалона. Не прошло и пяти с лишним лет, как доблестные сотрудники ГИБДД нашли, наконец, оптимальное решение проблем проезда и парковки, устраивающее всех. Ежегодного вавилонского столпотворения в этом году не наблюдалось. Ко всеобщей радости, близлежащих улиц не перекрывали, места для парковки были в наличии (правда, за 200 рублей, но чего не сделаешь для любимой машины). Безумные заторы отсутствовали, молодые люди в форме были предельно вежливы и корректны, за что им большое спасибо.

На входе посетителей ожидали две работающие билетные кассы. Цена входного билета – 100 рублей, как и в прошлом году (вопреки инфляционным ожиданиям). Чего я никогда не смогу понять, так это "заботы" дирекции Экспоцентра о посетителях и гостях. Если ожидается несколько десятков, а то и сотен тысяч человек, то почему работают только две (!) кассы? Может быть, это делается для того, чтобы мы почувствовали плечо друг друга?

С видимой радостью на лицах и ощущением облегчения в отдавленных ногах посетители автосалона приступали к осмотру достижений в основном не отечественной промышленности. Наряду с простыми смертными выставку посетило множество высокопоставленных лиц, среди которых был и вице-премьер Клебанов. Он похвалил отечественный автопром, в частности проект народного автомобиля "Мишка", и в целом выглядел очень довольным.

Пессимистичный взгляд на тяжелое таможенное будущее иномарок на этом празднике автомобильной жизни отступил на второй план. Праздник состоялся, и о проблемах вспоминать не хотелось. Впрочем, отечественные производители (по крайней мере на выставках) всегда были и остаются на высоте, что подтверждает триумфальное возвращение "АвтоВАЗа" из Женевы, где вазовцы впервые за последние два года представили свою экспозицию. Реального положения отечественного автопрома выставочная экспозиция, конечно, не отражает, но это и не требуется. Мы и сами все про наши машины знаем.

Приятно было вновь встретиться с ведущими зарубежными компаниями. В отличие от 2000 года, когда половина выставочных площадей пустовала, на Автосалоне-2001 яблочку было негде припарковаться. Белорусским производителям автобусов МАЗ даже пришлось вынести свою основную экспозицию за территорию Экспоцентра.

Не буду утомлять вас перечислением всех представленных моделей. Это тот самый случай, когда сто раз услышанное не в состоянии составить такое же впечатление, как один раз увиденное. Скажу только, что практически на каждом стенде красовалась российская или московская премьера, было две мировых – а это очень высокий уровень. Организаторы постарались в этом году обеспечить максимально комфортные условия для участников (23 августа был объявлен бизнес-днем, наряду с традиционным днем прессы), а участники, в свою очередь, сделали все возможное, чтобы гости нашли для себя что-то интересное.

Иностранные и отечественные производители легковых и грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники постарались украсить свой стенд какой-либо "изюминкой". На мой (сугубо личный) взгляд, оригинальнее всех оказалась фирма Voikswagen, которая провела в рамках автосалона арт-фестиваль "Ритм & Драйв". В течение двух часов все семь дней работы выставки на стенде фирмы звучала живая музыка, в основном джаз.

А вообще было много чего послушать и посмотреть. Зарубежные участники показали ряд новинок, которые собирали толпы посетителей. В частности, немецкий концерн BMW представил новую систему управления автомобилем, которая демонстрируется на модели BMW Z9. У Nissan европейская премьера – новый комфортабельный полноприводный X-Trail. А у Volvo – новый лимузин, созданный на базе флагмана модельного ряда S80, который к тому же демонстрировался у нас впервые в мире (по информации "За рулем").

Кстати, на российский автосалон приехали сразу четыре новых лимузина: Mercedes-Benz-Pullman на базе "шестисотого", Audi A8L (самый мощный в мире серийно изготавливаемый лимузин с уникальным 6-литровым W-образным 12-цилиндровым двигателем), Volkswagen Passat с полным приводом. Если иметь в виду еще и два наших лимузина – на базе новой "Волги" ГАЗ-3111 и удлиненный вариант "вазовской" "Премьеры" ВАЗ-21108, то автосалон можно назвать смотром лимузинов. Такое количество машин представительского класса не случайно. По данным "Известий", машин представительского класса в нашей стране покупают сегодня почти столько же, сколько всех иномарок в ценовой нише до 10 тыс. долларов.

Иномарки, конечно, как всегда на высоте недосягаемой, но уж больно цены на них запредельные. То ли дело наши. Особенно внушительно выглядели стенды ВАЗа и УАЗа. В этом году крупнейший российский производитель представил 32 автомобиля. Это семейство ВАЗ-2110 в количестве семи автомобилей, включая ВАЗ-2110 М (модернизированная "десятка"), и полноприводный ВАЗ-2111, которые на Московском автосалоне выставлялись впервые. Также в экспозицию вошло большое семейство автомобилей "Нива". В качестве автомобилей завтрашнего дня были представлены семейство ВАЗ-2123 и семейство "Калины". Кроме того, "АвтоВАЗ" показал ряд специальных автомобилей. Как концепт-кар был представлен "Рикша-Электро" – открытый электромобиль с крышей от солнца, приспособленный для езды по улицам города.

Чтобы поддержать имидж компании, не останавливающейся в своем развитии, вазовцы продемонстрировали ВАЗ-2131 ТЭ "Лада-Антэл" (электромобиль на топливных элементах), который и стал главной изюминкой вазовской экспозиции (эдакий автомобиль для гольфа, но больше и вместительней).

Если кто-то считает, что грузовик не может быть вызывающе красивым, значит, он не видел стенда "УралАЗа". На пятом российском международном автосалоне "УралАЗ" продемонстрировал легендарный "ЗиС" и три современные модели "Уралов".

Автосалон напоминает некий подиум, впрочем, он для того и проводится, чтобы себя показать и на других посмотреть. Ну а какой же "смотр невест" без признания лучшей! Традиционно журнал "За рулем" вручает призы наиболее интересным экспонатам. Гран-при "Золотой Пегас" (лучшему легковому автомобилю среди новинок) присудили российской премьере автосалона – автомобилю Volkswagen Passat W8 с самым мощным в ряду фирмы двигателем, аналогов которому пока не существует.

Специальный приз "Прорыв года" – наиболее яркое событие на российском автомобильном рынке – присужден "ИжМАШ Авто" за успехи в наращивании производства и улучшении качества автомобилей. Приз "Доверие потребителя" совершенно закономерно получил "Bosch ", как марка автотоваров, получившая наибольшее народное признание.

Автосалон завершил свою работу. Впечатлений для "повернувшегося" на автомобилях (а других здесь не бывает) человека масса. И это – ах, и то – ох. Все хочется видеть немедленно воплощенным и примененным. По неписаным законам автосалонов, любая премьера – это готовый автомобиль, который, как правило, в течение года появляется в продаже. Но где все это? Почему на Западе между концепт-каром и его серийным воплощением проходит не 10 лет, а от силы год? За это время автомобили не успевают морально устареть, и те, кто на них ездит, действительно чувствуют себя жителями ХХI века. А ведь именно под девизом "На автомобиле в ХХI век" прошел этот автосалон. Это значит, что все самые успешные разработки автомобилестроения мы будем использовать в ХХI веке, если повезет. А если все будет продолжаться так, как было по сей день, то в ХХII. И никакие "выставочные" достижения не будут иметь значения для простого потребителя, который будет чувствовать себя чужим на этом автомобильном празднике жизни.

Выбор читателей