Отец за сына не ответил

Вице-премьеру правительства Ирака Тарику Азизу удалось сохранить свой пост. Несколько часов назад иракский МИД официально опроверг циркулировавшие уже два дня слухи об отставке второго человека в руководстве страны

Вице-премьеру правительства Ирака Тарику Азизу удалось сохранить свой пост. Несколько часов назад иракский МИД официально опроверг циркулировавшие уже два дня слухи об отставке второго человека в руководстве страны

Разговоры о том, что Тарик Азиз может лишиться своего места, возникали в прошлом не раз. Говорили, что Саддам Хусейн недолюбливает подчиненного за излишнюю мягкость в выражении ненависти к "западным агрессорам". Подозрения в том, что дни Азиза сочтены, усилились после назначения в минувшем мае на пост министра иностранных дел Наджи Сабри. Возникла ситуация, в которой сразу два высших должностных лица – Азиз и Сабри – курировали внешнюю политику Ирака. Подобная коллизия на Востоке, а в особенности в странах, тяготеющих к диктаторской форме правления, не случайна: верховный правитель зачастую сталкивает лбами верных слуг, ожидая, кто из них первым сделает ошибку. Пару дней назад арабской газете Al Hayat показалось, что такую ошибку сделал Азиз.

Скандал, якобы случившийся с сыном вице-премьера, скорее всего декорация серьезных противоречий внутри иракского руководства. Если верить арабской газете, Зияд Азиз, используя связи отца, содействовал успешному бизнесу своей любовницы, ныне проживающей в Иордании. Зияд – женатый человек, и даже не бери он за некие сделки с некими западными компаниями комиссионные, его сомнительную связь всегда могли бы использовать в борьбе против отца. Но случилось худшее: то ли коварно покинутая любовником, то ли просто поссорившаяся с ним женщина сообщила иракским спецслужбам о проделках высокопоставленного ловеласа. Азиза привлекли к суду за коррупцию, и в рекордные сроки осудили на 22 года тюремного заключения.

Из всего этого могло следовать только одно – отставка Тарика Азиза неминуема. Иорданские источники британской газеты Daily Telegraph усиленно намекали, что прошение об отставке уже лежит на столе Саддама. Однако, даже если все так и было, отставка принята не была.

История, однако, вряд ли закончена. И, прежде всего, потому, что без ответа остался ряд важных вопросов. Один из них - за что был все-таки осужден Зияд Азиз? Al Hayat утверждает, что комиссионные были получены за заключение контрактов с зарубежными компаниями в рамках развития иракского энергетического сектора. Скорее всего, подруга сердца Зияда никакого отношения к этим сделкам не имела, а всего лишь была в курсе них, чем и поделилась со спецслужбами. Собеседник "Yтра", имеющий отношение к представительству одной из российских нефтяных компаний в Багдаде, предположил, что Зияд Азиз мог сотрудничать с одной или несколькими французскими фирмами, специализирующимися на поставках оборудования для нефтяной отрасли. Если предположение верно, то жесткость Хусейна вполне объяснима: Франция, традиционно выступавшая в одной упряжке с Россией и Китаем против излишнего прессинга Багдада, не так давно высказалась за введение "умных санкций" против режима Хусейна, за что была последним чуть ли не публично проклята.

Дело вряд ли сводится лишь к неосторожным поступкам Азиза-младшего. Наш собеседник в Багдаде сообщил, что здешние гостиные полны слухов о борьбе "клана" Азиза и клана самого Хусейна. Долгое время Тарик Азиз устраивал Хусейна в том числе и потому, что вице-премьер – христианин. Это обстоятельство придавало багдадскому режиму известную пикантность, и, с другой стороны, исключала сколь-нибудь сильное влияние "азизов" на местную элиту, сливки которой принадлежат к суннитскому клану Тикрити, откуда родом и сам иракский лидер. Однако политический долгожитель Азиз успел за долгие годы в политике обзавестись влиятельной клиентелой, что, быть может, не так важно сейчас, когда Хусейн у власти, сколь будет важно после того, как его режим падет. Эта т.н. "деловая" элита, завязана на нефтяном бизнесе. Даже сейчас, когда Ирак играет по правилам "нефть в обмен на продовольствие", для обоих кланов отрасль представляется лакомым кусочком, который они оспаривают друг у друга. Говорят, что особенно активны в этом смысле оба сына Хусейна, Удей и Кусей. Похоже, младшего из них, 35-летнего Кусея, Саддам готовит себе в преемники: ожидается, что совсем скоро тот получит пост главы спецслужб страны. Что касается старшего, Удея, то именно он мог быть инициатором нынешнего скандала. Не так давно старший сын Саддама яростно критиковал на страницах возглавляемой им газеты "Бабиль" курс на сближение Ирака с Россией. Иракский МИД тогда специальными депешами проинформировал Москву о том, что эту редакционную статью ни в коем случае нельзя расценивать как официальную позицию Багдада. При этом все было понятно, против кого был направлен данный материал: Тарик Азиз последовательно выступал за развитие двухсторонних отношений между Россией и Ираком, и до сих пор является штатным лоббистом российских нефтяных компаний в Багдаде.

Последнее обстоятельство очень важно для понимания того, почему "ЛУКойл" и "Славнефть", основательно влезшие в Ирак, не могли не заволноваться, получив известие об отставке Тарика Азиза. При том, что основной внешнеполитический курс инициируется в Багдаде самим Саддамом, от всякого рода "деталей" тоже зависит многое. Наджи Сабри, коего прочат на место Азиза, слывет человеком без политического лица. По слухам, бывший посол Ирака в Австрии (до своего назначения на должность главы МИД) вполне может разделять точку зрения старшего сына Саддама на излишнюю близость Багдада к Москве. Так что российским нефтяным компаниям вплоть до завершения скандала придется проявлять беспокойство относительно судьбы своих коммерческих проектов.

Выбор читателей