Этой зимой россиян снова заморозят

Защитить право на свет и тепло вы можете только в собственной квартире. В остальных случаях право добиваться нормализации электро- и теплоснабжения принадлежит, увы, не вам, а плательщикам за услуги энергоснабжения

Кошмар прошлой зимы – массовые отключения энергии – может повториться вновь. Замерзание грозит не только печально известному Приморью, но и другим регионам России. Сообщения информагентств звучат как сводки с фронтов: в Петропавловске-Камчатском обесточены школы и больницы, в Архангельской области начались массовые ограничения подачи энергии, в Волгоградской области критическая ситуация на объектах энергетики и срывается подготовка к зимнему отопительному сезону, вновь начинаются отключения в Приморье, перебои в подаче электроэнергии грозят некоторым районам Ленинградской области...

Основными виновниками сложившегося положения энергетики называют администрации регионов – как правило, именно подведомственные им структуры являются основными должниками. Обвиняются также многочисленные посредники – муниципальные предприятия, которые своевременно не переводят энергетикам полученные с потребителей платежи за электроэнергию. Недовольны энергетики и тарифной политикой в ряде регионов. В то же время большинство подразделений РАО ЕЭС уже отрапортовало об успешной подготовке к зиме: топливо завозится по графику, и его запасов должно хватить на самую суровую зиму, хотя кое-где, по словам энергетиков, МПС срывает графики поставок.

Получается, мерзнуть российским жителям придется исключительно по причине долгов. Причем не своих, а чужого дяди, что обидно вдвойне. Попробуем разобраться.

Да, основные должники энергетиков – муниципальные и региональные структуры. Но в свое оправдание местные администрации говорят, что у них есть обязательства не только перед энергетиками, но и, в первую очередь, перед жителями. А местные бюджеты не резиновые даже в регионах-донорах. Что уж говорить об экономически слабых регионах, регулярно жалующихся на задержки трансфертных платежей из Центра... В том же Приморье многие краевые депутаты считают, что, бросив все силы на предупреждение топливного кризиса, администрация края делает это за счет социальной сферы, в результате чего часть социальных программ вообще не выполняется, и грозят вотумом недоверия недавно избранному губернатору края Сергею Дарькину.

Не все согласны и с видением тарифной политики РАО ЕЭС. Расчеты энергетиков, согласно которым энерготарифы должны значительно возрасти, основываются на повышении цен на топливо, железнодорожных тарифов и необходимости модернизации оборудования. Между тем железнодорожники, повышая свои тарифы, ссылаются на удорожание электроэнергии, а угольщики готовы работать с энергетиками напрямую, более того, поддерживают мысль о создании энергетическо-угольных консорциумов, но РАО ЕЭС не горит желанием принять под свое крыло предприятия с многомиллиардными долгами. Что же касается модернизации отрасли, то она, безусловно, требует значительных инвестиций, но подобные инвестиции во всем мире изыскиваются привлечением акционеров и выпуском ценных бумаг. Модернизировать отрасль за счет одного лишь повышения тарифов – утопия, грозящая такими социальными потрясениями, что ни один здравомыслящий глава региона не допустит подобного в отношении своих избирателей.

Несколько снизить напряжение должны намечающиеся меры. Во-первых, это создание единого тарифного органа, что позволит наконец-то взаимоувязать тарифы энергетиков, железнодорожников и других отраслей. Во-вторых, реструктуризация РАО ЕЭС, которая должна повысить привлекательность энергетики для инвестиций и позволить потребителям выбирать наиболее подходящего поставщика. Но даже на разработку новой тарифной политики не стоит рассчитывать до конца этого года, а плоды реструктуризации можно будет увидеть лишь через несколько лет.

Весьма печален факт непринятия правительством федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика: 2002-2005 годы и на период до 2010 года", которая отправлена на доработку в основном по причине отсутствия в бюджете-2002 средств для ее реализации. Это при том, что бюджетное финансирование составляет всего 3% от общей суммы, а остальные средства для реализации программы предполагалось изыскать у предприятий ТЭК. Между тем, по мнению разработчиков программы, ее реализация позволяет снизить энергоемкость производства по отношению к ВВП на 13% уже к 2005 году, а к 2010 году – более чем на четверть. А ведь не секрет, что наша промышленность невероятно энергоемка и именно это создает основные трудности: рост производства вызывает столь резкий рост потребления энергии, что справиться с этим невозможно.

В таких условиях надеяться на то, что сегодняшние отключения электроэнергии есть лишь демонстрация силы энергетиков и способ давления на неугодных мэров и губернаторов, не стоит. В энергетике России давно образовался порочный круг. Неэффективное энергопотребление требует все больше энергии от ветшающих энергосистем. Энергетики, в свою очередь, пытаются поправить положение за счет роста тарифов. Увеличение тарифов бьет не только по энергоемким предприятиям, но и по местным бюджетам, которые складываются отнюдь не из налогов гигантских корпораций. Местная администрация встает перед выбором: оплатить энергоснабжение больниц и школ или дать зарплату тем же учителям и врачам. В результате растут неплатежи, и энергетики, дабы покрыть убытки, еще более повышают тарифы... Быстро разрешить такую ситуацию можно только самым жестким образом, как это делалось в Восточной Европе: резким повышением тарифов с одновременной приватизацией отрасли. Приблизительно такой схемы придерживается Чубайс. Увы, прошедшие годы показали, что при такой реформе после кратковременного улучшения встают новые, не менее трудные проблемы, а промышленность в массовом порядке переходит в руки иностранцев. Вряд ли подобный исход интересен правительству и отечественным промышленным магнатам.

Трудно прогнозировать, какие шаги будут предприняты в ближайшее время на федеральном уровне, но что они будут сделаны, сомнений нет. Выскажу предположение, что в любом случае они могут лишь кратковременно улучшить ситуацию. Более того, нестабильность снабжения электроэнергией и теплом грозит российским регионам еще как минимум несколько лет: до момента появления первых результатов энергореформы. В любом случае, рядовым потребителям следует знать, как защититься от отключений электроэнергии.

Проще всего с обеспечением светом и теплом вашего дома. Если вы регулярно оплачиваете и то, и другое, вы, в случае отключений или ограничения подачи за долги (а это долги вашего жилищно-коммунального предприятия), имеете право обратиться в суд с иском о защите ваших прав потребителя. При этом вы вправе требовать не только восстановления нормального электро- и теплоснабжения и возмещения прямых убытков, но и возмещения таких убытков, которые последовали из-за таких отключений. Например, сейчас жители Саранска в массовом порядке требуют от энергетиков, перманентно отключавших свет, возмещения убытков, в том числе связанных с поломкой из-за отключений дорогих бытовых приборов. Имейте в виду: вы не отвечаете ни за чьи долги, кроме собственных, и имеете право предъявлять претензии именно к энергетикам как поставщикам услуги, даже если ваш дом включен в энергосеть какого-либо предприятия-должника.

Думается, вместе с ростом тарифов будет расти и заинтересованность населения в их обоснованности. Ведь тарифы, по которым вы платите за свет, тепло и проч., складываются не только из тарифов поставщикам услуг, но и "накрутки" посредничающих организаций. Есть смысл потребовать калькуляции и вообще просмотреть всю цепочку: возможно, вам стоит объединиться всем домом в кондоминиум и самостоятельно вести расчеты. Особенно благоразумно это в тех регионах, где местные власти дотируют небольшую долю тарифов для населения либо не дотируют вовсе, а также там, где дотации регулярно задерживаются. В конце концов, лучше уж платить несколько больше, но иметь нормальные условия, чем сидеть без света и тепла ради дешевизны. Впрочем, некоторые муниципальные предприятия ЖКХ накидывают на тарифы энергетиков такие проценты, что избавление от них с лихвой компенсирует отсутствие дотаций.

Сложнее с отключением света и тепла в общественных местах и на предприятиях. Можно, конечно, не ложиться в обесточенную больницу и не водить ребенка в холодную школу или детский сад, но как быть с работой? В принципе, по КЗОТ вы имеете право отказаться от выполнения своих обязанностей в ненадлежащих условиях, но реальность такова, что этот пункт выполнить трудно. В самом крайнем случае, если холод действительно невыносим, а виновна в задолженности администрация вашего предприятия, можно попытаться добиться восстановления нормальных условий работы с помощью сильного профсоюза, если таковой имеется. Если ваш ребенок ходит в платную школу или детский сад, вы можете предъявить иск администрации учреждения, т.к. она в данном случае нарушает ваши права потребителя на надлежащее оказание услуги – в данном случае образовательной. В остальных случаях, к сожалению, право добиваться нормализации электро- и теплоснабжения принадлежит не вам, а плательщикам за услуги энергоснабжения: управлениям образования или здравоохранения.

То же касается и транспорта: если вы живете в регионе, где есть проблемы с энергетиками, постарайтесь заранее разработать такие маршруты ежедневных поездок, которые исключают поездку на троллейбусе или трамвае – их обесточат, если местная администрация не оплатит счета. Электрички находятся в ведении МПС, и их отмена маловероятна: как правило, железнодорожники умеют договориться с энергетиками. Повлиять здесь вы вряд ли на что-то можете, разве что писать жалобы да на выборах "прокатить" местного главу.

В сущности, защитить право на свет и тепло вы по-настоящему можете только в собственной квартире. Тем-то и опасен кризис в энергетике: больше всего он бьет по населению, которое крайне ограничено в защите своих прав на нормальное жизнеобеспечение. И если возмущение жителей далекого Приморья казалось властям не слишком опасным, тем более что все объяснялось напряженными отношениями в самих властных структурах края, то распространение практики отключений по всей России, вплоть до Ленинградской области, чревато такими социальными взрывами, которые способны смести со своих мест всех участников диспута на тему "кто виноват". Вряд ли это не осознает правительство. Поэтому, будем надеяться, оно постарается решить, что делать.

Выбор читателей