Сколько стоит машина с гнильцой

Мы, сегодняшние потомки "совков", получили в наследство не только свинское отношение к природе, нежелание убирать за собой мусор, но и полное незнание того, что нужно делать с отжившим свой век автомобилем

В стародавние, почти былинные времена, когда Советский Союз был страной, живущей под лозунгом "что-то там – экономней", все ратовали за вторичное использование уже отслуживших вещей. Стеклотара, макулатура, металлолом были предметами вожделения "юных пионеров", пожилых пенсионеров-книголюбов и неистребимого племени алкашей. Несмотря на внешний "официальный антураж", СССР был в целом страной вопиющей бесхозяйственности, где по обочинам дорог то тут, то там чернели остовы брошенных автомобилей – грузовиков, легковушек, тракторов и т. д. Красоты родному краю, признаться, это не прибавляло.

Мы, сегодняшние потомки "совков", получили в наследство не только свинское отношение к природе, нежелание убирать за собой мусор, но и полное незнание того, что нужно делать с отжившим свой век автомобилем.

И доживать бы им, горемычным, свой век во дворе, занимая драгоценные парковочные места, и служить "гнездами" для бомжей и расшалившейся детворы, кабы не столичное правительство, которое в последнее время особенно рьяно взялось за благоустройство города. А ржавая рухлядь, как правило, не является эстетическим украшением улиц и переулков.

Первый звонок для владельцев развалюшек прозвучал два года назад, когда террористические акты в Москве потрясли город своей жестокостью и цинизмом. Тогда власти провели широкомасштабную акцию по очистке дворов от брошенных автомобилей, поскольку каждый из них мог стать контейнером для взрывного устройства. Все старые машины, чьи хозяева не нашлись, были вывезены с городских улиц и отправлены на утилизацию. У кого обнаружился хозяин, тех до поры до времени оставили в покое. И эти "автораритеты" продолжали стоять вдоль тротуаров и домов, своим внешним видом наводя на мысли о бренности всего сущего.

Но наконец московские власти решили взять ситуацию с этим автотабором в свои твердые руки. По информации Росбалта, начиная с 2002 года брошенные и долго не эксплуатирующиеся автомобили в Москве будут, НЕЗАВИСИМО ОТ ЖЕЛАНИЯ ИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ, утилизироваться. Решение об этом принято правительством города. По словам заместителя начальника Управления транспорта и связи Москвы Валерия Антифеева, к 2005 году предстоит утилизировать 200 тыс. единиц "авторухляди".

В Москве на 1 июля 2001 года было зарегистрировано 2,7 млн. легковых автомобилей. Как считают в московском Управлении транспорта и связи, средний срок службы машин составляет 12-15 лет. По оценке Управления, сейчас в Москве насчитывается 350-400 тыс. брошенных автомобилей. Каждый год к ним прибавляется еще 150-200 тыс. единиц автотранспорта.

Это решение вовсе не означает, что каждая машина, припаркованная на улице и имеющая пятна ржавчины и другие непрезентабельные особенности, будут автоматически "арестовываться". Вовсе нет. Как пояснил В.Антифеев, под "брошенным" понимается автомобиль, который полгода и более стоит разукомплектованным, а также не имеет номеров.

Правительство города обязало соответствующие районные службы выявить на своей территории автомобили, подходящие под определение "брошенный". К их кузовам прикрепят предупреждения, где говорится, что хозяин должен в пятидневный срок объявиться по указанным контактным телефонам. Если в течение этого времени хозяин автомобиля не обнаружится, транспортное средство будет вывезено на спецстоянку. Там оно еще 12 месяцев будет ждать своего владельца. И только после года хранения на спецстоянке автомобиль пойдет в утиль.

Представляете, какие расходы для городской казны: попробовать найти хозяина, вывезти, предоставить место для хранения, утилизировать – и все за свой счет. Но это лишь на первый взгляд. Расходы по утилизации автомобилей в столице сейчас несет городской бюджет. В ближайшем будущем, когда власти определятся со схемами получения средств с владельцев брошенных машин, за утилизацию будет установлена фиксированная плата. Какая именно? Об этом несколько позже.

Для начала напомню, что опыта утилизации автомобилей в нашей стране практически нет. И экономическая ниша свободна, как в первые дни сотворения мира. Вполне закономерными на этом фоне выглядят переговоры о строительстве в столице комплекса по переработке отслуживших свой век автомобилей, которые, по информации "Ведомостей", начала японская Toyota с правительством Москвы. У японцев есть отличный шанс стать монополистами в бизнесе, которым в России сейчас почти никто не занимается.

А теперь вернемся к тому, во что это обойдется лично нам, автовладельцам. В управлении транспорта планируют, что плата за утилизацию составит примерно $100 за автомобиль. Toyota ведет переговоры с московскими чиновниками, исходя из ставки в $200. Но они, наивные, не понимают русского мышления. Зачем утилизировать свой старый "Запорожец" за 200 долларов, если его можно продать за 100-150? Арифметика в этом случае на стороне нашей жлобской психологии.

Хотя в России существует и практика, противоположная предложенной ныне. Некоторые частные компании принимают к утилизации отдельные детали автомобилей. За сданные кузов, шасси и двигатель можно выручить до 1000 руб. Правда, этих денег едва хватает, чтобы компенсировать затраты на документальное оформление утилизации. Так что такими услугами пользуются в основном специалисты разборки, торгующие сравнительно годными к эксплуатации узлами старых иномарок.

Чтобы улучшить ситуацию с отечественными "утилизаторами" и помочь им с наибольшей выгодой для всех "подобрать" деньги, которые в буквальном смысле валяются на улице, столичный мэр Лужков своим распоряжением установил льготы для столичных предприятий, занимающихся утилизацией старых автомобилей. Более того – их деятельность отнесена к одной из приоритетных для города. Отныне предприятия и организации, чей профиль – сбор, хранение и переработка автомобилей, подлежащих утилизации, будут платить арендную плату за землю по льготной ставке – от 1 до 50% от средней городской. А определить, кто из фирм-инвесторов "достоин права" называться утилизатором, правительство города намерено на конкурсе.

Наивно было бы полагать, что утилизация автомобилей – чисто московская проблема. Ничуть не бывало. Другие города не отстают от столицы. Например, Тольятти. Программа утилизации отслуживших автомобилей разрабатывается совместными усилиями властей города и Волжского автозавода, крупнейшего автопроизводителя России – об этом сообщает "Самара сегодня". Одним из предложений, поступивших от "АвтоВАЗа", является возможность создания на базе собственного производства по переработке промышленных отходов (ПППО) опытной площадки для разборки и утилизации отслуживших автомобилей. На данный момент ПППО уже готово принимать от населения старые машины по цене 500 рублей за тонну. В свою очередь, городские власти Тольятти намерены решать эту проблему на законодательном уровне. К первому апреля 2002 года планируется подготовить проект системы утилизации старых автомобильных кузовов, а к первому июня – полноценную концепцию утилизации изношенных автомобилей, включающую в себя весь цикл переработки: осушку, разборку, переработку аккумуляторов, шин, металла и пластмасс.

Очень позитивный пример сотрудничества предприятия и городских властей, а главное, взаимовыгодный, ведь сейчас, по словам администрации города, ежегодно на сбор старых автомобилей тратится более 200 тысяч рублей. Получается, что мы опять выбрасывали деньги на ветер, вместо того, чтобы заработать их без особых усилий и затрат.

Так что металлолом в виде брошенных машин пионерам в недалеком будущем может и не достаться. Как знать – может, утилизировать авто будет выгоднее, чем просто продать или бросить. И нам выгоднее, и стране экономия, хотя переработанный металл из основных узлов и деталей автомобиля получается низкосортный и использоваться может далеко не везде. Но это в любом случае лучше, чем гниющие ржавые "чудовища", глядящие на нас своими разбитыми фарами с немым укором.

Выбор читателей