Россия будет склонять Шарона

Иллюзия расхождения в позициях США и Израиля – не более чем конъюнктура, возможно кратковременная, однако грех не попытаться ею воспользоваться

Визит в Москву премьер-министра Израиля Ариэля Шарона проходит на фоне беспрецедентной эскалации насилия в зоне палестино-израильского конфликта. И потому любой новый контакт глав великих держав с лидерами ближневосточного региона порождает надежду на то, что выход из казалось бы безнадежной ситуации будет найден. Формат московских переговоров, в которых задействованы почти все высшие должностные лица России, заставляет думать, что приезд Шарона будет значить большее, нежели просто запланированный протоколом вояж, направленный на развитие экономического сотрудничества.

В последние годы иллюзии относительно действенности российского влияния на Ближнем Востоке почти рассеялись. Наша страна, формально до сих пор являющаяся здесь коспонсором мирного процесса, практически ничем себя не проявила. Причин тому много, в том числе и субъективных. Не секрет, что нынешний МИД во многом проводит в своей политике линию, намеченную еще Евгением Примаковым, который, при всей своей осторожности, все же более симпатизировал арабскому миру, чем Израилю. С другой стороны, пресловутые "рычаги давления", якобы имеющиеся в арсенале Москвы, на деле оказывались малосильными, если не сказать никчемными. Россия растеряла свое влияние в арабском мире, изъяв идеологическую составляющую из своей ближневосточной политики (что хорошо), но ничем не заполнив возникший на этом месте мотивационный вакуум (что плохо). Фактически Москва столкнулась с той же дилеммой, что и США: перспектива испортить отношения с арабами в ущерб экономическим интересам, все еще присутствующим в регионе (продажа оружия, нефтяной бизнес), против более-менее жесткой позиции по базовым элементам противостояния (политика террора, неприятие частью арабов государства Израиль как такового, политика расширения еврейских поселений на оккупированных землях и т.д.). Несмотря на окончание "холодной войны", Израиль по-прежнему рассматривается в Москве прежде всего как ближайший союзник США в регионе.

Это правда, вовсе не отменяющая и того факта, что уже упоминавшаяся политика заигрывания Вашингтона с арабским миром все больше приходит в противоречие с интересами Израиля, вынужденного отражать атаки террористов и при этом объяснять свою политику миру и, что обиднее всего, своему ближайшему союзнику и покровителю.

Последнее обстоятельство создало еще одну иллюзию, о которой пока говорят робко, но уже говорят. Многие в Израиле полагают, что дружба с Вашингтоном уже давно переросла в некую форму дружественного закабаления, при котором еврейскому государству время от времени дают понять, кто заказывает музыку. Еще 10-15 лет назад трудно было бы и предположить, что первые лица Америки станут осуждать Тель-Авив за излишнюю с их точки зрения жестокость в отношении лидеров палестинских структур, рассматриваемых Израилем в качестве террористических. А сегодня эти речи произносятся публично, на брифингах уполномоченных Бушем чиновников или даже самим президентом США. 20 лет назад, когда израильская армия проводила масштабные операции против лагерей палестинских беженцев на территории суверенного государства Ливан, разговоры о том, правомочны ли Штаты продавать еврейскому государству оружие, которое используется против мирных жителей, были невозможны. А сегодня люди из Госдепа дают понять, что всерьез рассматривают вопрос о целесообразности продажи американского оружия Тель-Авиву, отстреливающему известных палестинских лидеров по списку.

И тем не менее, похолодание в отношениях между Израилем и США остается всего лишь иллюзией. Важнее другое: попытается ли Москва воспользоваться даже подобной иллюзией для получения дополнительных очков на ближневосточной арене. Близость Израиля к США, как уже говорилось, оставляет это государство в разряде "подозрительных" для России. С другой стороны, Тель-Авив – естественный союзник Москвы в борьбе с террором, проблемой как нельзя более актуальной для нашего государства. Всегда болезненно относящаяся ко всякой критике из-за рубежа в отношении событий в Чечне Москва не могла не оценить не то чтобы толерантность, а прямую недвусмысленную поддержку Израилем действий нынешнего президента России. Конечно, Израиль не та страна и не в том положении, чтобы его позиция играла существенную роль в конфликте на Северном Кавказе. С другой стороны, чисто практический опыт борьбы с террором, действенность которого признают во всем мире, может сослужить Москве хорошую службу. Кроме того, израильская разведка отслеживает почти все процессы, происходящие в потенциально опасном для ее страны мусульманском мире, что также не может не представлять интереса для наших специальных ведомств.

Наверное, не случайно в Москву вместе с Шароном приезжают и руководители силовых ведомств – им будет что обсудить со своими российскими коллегами. Другой вопрос, насколько США, объективно заинтересованные в сохранении нестабильности на Северном Кавказе, будут приветствовать тесный контакт двух разведок и силовых ведомств как таковых. В России же Шарона должны будут убедить, что такой контакт необходим. Шанс сделать это, и даже что-то сверх того, предоставляет нам та самая иллюзия расхождения в позициях США и Израиля, о которой говорилось выше. Эта иллюзия – не более чем конъюнктура, возможно кратковременная, однако грех не попытаться ею воспользоваться.

Выбор читателей