Президент России добывает руду в Хельсинки

Визит Путина в Финляндию прошел, что называется, на одном дыхании. Эстеты-наблюдатели сказали бы, что все было сделано со вкусом: в меру помпезности, максимум деловитости, хотя и не иссушенной протоколом

Президент Финляндии не позволила Путину забыть о прагматизме
Визит Путина в Финляндию прошел, что называется, на одном дыхании. Эстеты-наблюдатели сказали бы, что все было сделано со вкусом: в меру помпезности, максимум деловитости, хотя и не иссушенной протоколом. Последнему обстоятельству, безусловно, поспособствовал пол нынешнего президента страны Тарьи Халлонен, давно ожидавшей визита супругов Путиных в Хельсинки. Тем более что маленькой Финляндии, которой все труднее приноравливаться к быстро меняющимся общеевропейским приоритетам, важно расставить точки над "i" в отношениях с большим соседом, при том давая понять, что речь в любом случае не идет о "старшем брате".

Накануне визита аналитики часто вспоминали о прагматизме финнов. Этот прагматизм в полной мере был продемонстрирован в минувшие два дня. Россия, ищущая столбовую дорогу в Евросоюз, все еще вынуждена заниматься разведкой в этом направлении, что многими справедливо расценивается, как отставание в развитии. Финляндия с ее уникальным опытом быть на передовых позициях и вместе с тем немного поодаль от всего радикального, как никто лучше, подходит Москве в качестве своеобразного "агента влияния", мягкого лоббиста полноценного вливания России в хоромы матушки-Европы.

Из того, что не осталось "за кадром", одним из приоритетных можно назвать тот пункт программы, где речь шла о встрече с "капитанами финского бизнеса". Важное уточнение: за обычной для такого мероприятия фразой об "обсуждении вопросов расширения торгово-экономических отношений между двумя странами" стоят вполне конкретные решения, можно сказать, выстраданные за предыдущие месяцы переговоров и консультаций.

2000 год был не самым плохим для российско-финских отношений: товарооборот вырос на 30%, достигнув 5 млрд долларов. Однако с легким сердцем повторить седую брежневскую поговорку – мол, не все, товарищи, у нас хорошо, кое-что у нас просто замечательно – российская сторона не может. $340 млн финских инвестиций в нашу экономику явно не отражают степень заинтересованности России в ее северном соседе. Ситуацию должно поправить создание в Северо-западном регионе так называемых импортозамещающих производств с участием финского капитала.
Проблема паромного сообщения и строительства скоростной железнодорожной магистрали между Хельсинки и Санкт-Петербургом также давно назрела, и вроде бы близка к разрешению (в смысле договоренностей на этот счет): говорят, что через три-четыре года из Хельсинки до Москвы можно будет доехать за семь часов. По довольно оптимистичным прогнозам, объем взаимной торговли к 2003 году должен составить более 6 млрд долларов. Однако прагматизм финнов, о котором так много говорилось, дал о себе знать и сегодня: Владимир Путин признал, что экспертам обеих стран не удалось согласовать документ о взаимной поддержке инвестиций. Пока не совсем ясно, сумели ли президенты договориться по вопросу о задолженности России: наша страна выстроила такую схему погашения, при которой Финляндия списывает порядка $500 млн в обмен на выделение Москвой из госбюджета такой же суммы на решение экологических проблем Севера-запада.

Есть и более конкретные соглашения, которые, что говорится, уже можно руками потрогать. Ожидается, что в самые ближайшие часы заместитель директора российской компании "Норильский никель" и директор финского концерна "Outokumpu" подпишут соглашение о строительстве новой обогатительной фабрики и комплекса по переработке медистых и вкрапленных руд на Талнахской обогатительной фабрике. Цена сделки – около $142 млн (в "Интерросе" определяют общий объем финских инвестиций в "Норникель" в $230 миллионов). Комбинат будет перерабатывать 7,5 млн тонн никелевой руды в год. О том, что сделка не рядовая говорит хотя бы тот факт, что в составе путинской делегации пребывает глава "Интерроса" Владимир Потанин, в чей холдинг и входит "Норникель". "Норникель" сотрудничает с металлургическим концерном "Outokumpu" чрезвычайно активно. Эксперты "Yтра" отмечают, что Потанин не в первый раз путешествует с президентом России, демонстрируя своим присутствием прочность позиций "национально-ориентированного бизнеса" (до того он ездил с Путиным в Монголию и на Кубу). Сегодня "Интеррос", как полагают некоторые эксперты, примеривается к 30% акций "Outokumpu", намеченных в скором времени к продаже, а ведь "Outokumpu" входит в десятку крупнейших предприятий Финляндии. Все это не может не вселять оптимизм в отношении тенденции по приобретению российским капиталом активов за рубежом. Более того, по словам самого Потанина, государство в лице Минэконоразвития "напрямую лоббирует эти процессы".

Выбор читателей